понедельник, 7 октября 2013 г.

ესეც ევროპაა,ზ.ფროიდი,უკმაყოფილება კულტურით





«Бóльшую часть вины за наши несчастья несет наша так называемая культура; мы были бы несравнимо счастливее, если бы от нее отказались и вернулись к первобытности».

                  ფროიდი ნაწილობრივ ეთანხმება ამ აზრს.


                  რჩეული ციტატები:


http://www.countries.ru/library/texts/freidnk.htm
  

Библиотека > Культурологические тексты > Фрейд З. Недовольство культурой: Избранные цитаты


..."Культура" обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми...

...К культуре мы относим все формы деятельности и все ценности, которые приносят человеку пользу, подчиняют ему землю, защищают его от сил природы и т. п.

...В качестве... далеко не маловажной характеристики культуры мы должны удостоить внимания тот способ, каким регулируются взаимоотношения людей, социальные отношения, касающиеся человека в качестве соседа, рабочей силы, сексуального объекта для другого, члена семьи, государства. Здесь особенно трудно отрешиться от определенных идеальных требований и уловить, что вообще в данном случае принадлежит к культуре. Возможно, с самого начала следовало бы заявить, что элемент культуры присутствует уже в первой попытке урегулировать социальные отношения. Не будь такой попытки, эти отношения подчинялись бы произволу, то есть устанавливались в зависимости от интересов и увлечений физически сильного индивида. Ничего не изменилось бы от того, что этот сильный индивид в свою очередь столкнется с еще более сильным. Совместная жизнь впервые стала возможной лишь с формированием большинства — более сильного, чем любой индивид, и объединившегося против каждого индивида в отдельности. Власть такого общества противостоит теперь как "право" власти индивида, осуждаемой отныне как "грубая сила". Замена власти индивида на власть общества явилась решающим по своему значению шагом культуры. Сущность его в том, что члены общества ограничивают себя в своих возможностях удовлетворения влечений, тогда как индивид не признаёт каких бы то ни было ограничений. Следующим культурным требованием является требование справедливости, то есть гарантия того, что раз установленный порядок не будет нарушен в пользу отдельного индивида...

...Индивидуальная свобода не является культурным благом. Она была максимальной до всякой культуры, не имея в то время, впрочем, особой ценности, так как индивид не был в состоянии ее защитить. Свобода ограничивается вместе с развитием культуры, а справедливость требует, чтобы ни от одного из этих ограничений нельзя было уклониться. То, что заявляет о себе в человеческом обществе как стремление к свободе, может быть бунтом против имеющейся несправедливости и таким образом благоприятствовать дальнейшему развитию культуры, уживаться с культурой. Но это же стремление может проистекать из остатков первоначальной, неукрощённой культурой личности и становиться основанием вражды в культуре. Стремление к свободе, таким образом, направлено либо против определенных форм и притязаний культуры, либо против культуры вообще... Немалая часть борьбы человечества сосредоточивается вокруг одной задачи — найти целесообразное, то есть счастливое равновесие между индивидуальными притязаниями и культурными требованиями масс. Достижимо ли это равновесие посредством определенных форм культуры, либо конфликт останется непримиримым — такова одна из роковых проблем человечества...

...Происходит смещение условий удовлетворения других влечений, они должны переключаться на иные пути. В большинстве случаев это сопровождается хорошо известным процессом сублимации, изменением цели влечений, хотя иногда имеют место и другие процессы. Сублимация влечений представляет собой выдающуюся черту культурного развития, это она делает возможными высшие формы психической деятельности — научной, художественной, идеологической, — играя тем самым важную роль в культурной жизни... Нельзя не заметить самого важного — насколько культура строится на отказе от влечений, настолько предпосылкой ее является неудовлетворенность (подавление, вытеснение, или что-нибудь еще?) могущественных влечений. Эти "культурные запреты" господствуют в огромной области социальных отношений между людьми... Они — причина враждебности, с которой вынуждены вести борьбу все культуры...



Новая философская энциклопедия






«НЕДОВОЛЬСТВО КУЛЬТУРОЙ» (Das Unbehagen in der Kultur) – сочинение З.Фрейда. Вышло в самом конце 1929, но уже с датой «1930» на обложке. Первоначально Фрейд хотел озаглавить ее «Несчастье в культуре» (Das Unglück in der Kultur).
1-й раздел книга является прямым продолжением «Будущего одной иллюзии», поскольку Фрейд отвечает здесь на возражения «одного друга» (Ромена Роллана), который был согласен с оценкой многих религиозных верований как иллюзий, но считал подлинным источником религиозности «ощущение вечности», «океаническое» чувство чего-то безграничного. Фрейд отвечает на это, что, не обладая сам таким чувством, он не может отрицать его наличия у других, но психоанализ способен объяснить такое чувство генетически. Разделение на «я» и внешний мир происходит постепенно. Взрослое чувство «я» представляет собой «лишь съежившийся остаток какого-то более широкого, даже всеобъемлющего чувства, которое соответствовало неотделимости «я» от внешнего мира». Это первичное чувство времен раннего детства сохранилось в психике многих людей, а потому «океаническое» мироощущение объяснимо как наследие ранних стадий развития, когда «я» еще не полностью отделилось от «Оно».
Во 2-м разделе Фрейд связывает происхождение религии с вопросом о смысле жизни, который сводится им к вопросу о базисном для всех людей стремлении к счастью, сводимому в свою очередь к отсутствию боли и страдания (в негативном плане) и к переживанию сильного чувства удовольствия (в позитивном плане). Цель жизни задана принципом удовольствия, который изначально руководит работой душевного аппарата. Однако все устройство Вселенной противоречит этому принципу – намерение «осчастливить» человека явно не входит в планы природы. Возможности счастья, т.е. разрядки достигшей высокого напряжения потребности, сравнительно невелики. Зато несчастья окружают человека со стороны подверженного болезни, страданию и смерти тела, со стороны внешнего мира, со стороны других людей. Различные школы мудрости предлагают методы уклонения от страдания. В этом качестве выступают и наркотики, и умерщвление влечений, и художественное творчество, и любовь, и наука, и религия. Все они имеют свои достоинства и недостатки, но похвалы Фрейда достаются научному познанию и труду как реальным средствам противостояния враждебному нам миру, тогда как религия оценивается им как наихудший «метод» уже потому, что «ее техника состоит в умалении ценности жизни и в иллюзорном искажении реальной картины мира».
В 3-м разделе Фрейд обращается к главной теме книги. Социальный источник страданий не является столь же неизбежным, как наше бренное тело или внешний мир. Необычайное распространение получило следующее «поразительное» предположите: «Бóльшую часть вины за наши несчастья несет наша так называемая культура; мы были бы несравнимо счастливее, если бы от нее отказались и вернулись к первобытности». Фрейд не разделяет такого рода враждебности к современной культуре, возражает против идеализации первобытных обществ. Тем не менее в духе своих предшествующих работ он пишет о том, что человек все более становится невротиком в современной культуре, будучи не в силах вынести всей массы табу, налагаемых на него обществом ради культурных идеалов. Прогресс науки и техники не сделал человека счастливее, хотя перечисление благодеяний, принесенных этим прогрессом, занимает несколько страниц его книги. Но вражда к культуре является прирожденной человеку, поскольку свобода индивида все более ограничивается с развитием культуры. «Стремление к свободе... направлено либо против определенных форм и притязаний культуры, либо против культуры вообще». Культура строится на отказе от влечений.
В 4-м разделе Фрейд детально разбирает ограничения, накладываемые культурой на сексуальное влечение, в 5-м переходит к центральной для книги теме агрессивного или деструктивного влечения. Homo homini lupus est (человек человеку волк) – об этом говорит вся история. Попытки преодолеть агрессивность путем отмены частной собственности Фрейд считает «безудержной иллюзией». Культура дает известную безопасность человеку, но взамен требует отказа от сексуального и агрессивного влечений.
В 6-м и 7-м разделах Фрейд обсуждает собственно психоаналитическую проблематику: те изменения в метапсихологии, которые вытекают из признания самостоятельного агрессивного инстинкта. Он замечает, что гипотеза об «инстинкте смерти», или деструктивности, столкнулась с сопротивлением даже в психоаналитических кругах, но утверждает, что «агрессивное стремление является у человека самостоятельной инстинктивной предрасположенностью». Культура оказывается «полем битвы» двух инстинктов – инстинкта жизни (Эроса) и инстинкта смерти (Танатоса). Первый инстинкт способствует соединению людей во все более широкие союзы, второй способствует их разрушению. «Эта борьба – сущность и содержание жизни вообще, а потому культурное развитие можно было бы просто обозначить как борьбу человеческого рода за выживание». На уровне индивидуальной психики Фрейд относит к вытесненной агрессивности такие явления, как невротические страх и вина. «Сверх-Я» получает свою энергию от такого вытеснения, и «каждая составная часть агрессивности, которой отказано в удовлетворении, перехватывается Сверх-Я и увеличивает его агрессию против Я».
 В заключительном, 8-м, разделе Фрейд возвращается к вопросам философии культуры, утверждая, что индивидуальное развитие повторяет развитие культуры, причем в обоих случаях мы имеем дело с законами, господствующими во всей живой природе. Культурный процесс представляет собой определенную модификацию жизни, но в нем обнаруживается та же борьба инстинктов жизни и смерти. Аналогии между индивидуальным развитием и развитием общества обосновываются Фрейдом с помощью ламаркистской теории наследования благоприобретенных признаков и учения о повторении в онтогенезе филогенеза. Он высказывает гипотезу, согласно которой существует некое социальное «Сверх-Я», которое также находится в развитии – имеются различия между «культурными Сверх-Я» различных эпох. В связи с этим им ставится вопрос: «Если развитие культуры имеет столь значительное сходство с развитием индивида и работает с помощью тех же орудий, то не вправе ли мы поставить диагноз, согласно которому многие культуры или культурные эпохи (а возможно, и все человечество) сделались «невротическими» под влиянием культуры?» Как перспективную тему психоаналитических исследований Фрейд намечает «изучение патологии культурных сообществ».
Завершая книгу, Фрейд пишет, что «роковым для рода человеческого» ему кажется вопрос о способности людей обуздать агрессивное влечение, способное привести человечество к самоистреблению в условиях, когда люди необычайно далеко зашли в своем господстве над силами природы. Борьба инстинктов жизни и смерти продолжается, исход ее остается никому не известным.
Работа «Недовольство культурой» привлекла внимание многих философов и социологов (прежде всего «фрейдо-марксистов» – «Эрос и цивилизация» Маркузе и др.) и сыграла известную роль в становлении американской культурной антропологии (учение о «базисном типе личности»). В рамках неофрейдизма пересмотр теории инстинктов Фрейда способствовал иной интерпретации агрессивности («Анатомия человеческой деструктивности» Э.Фромма).


 


Wilhelm Reich

ельм Райх (Reich)

(24.03.1897 г., Галиция, Австрия – 03.11.1957 г., Льюисбург, США) -австро-американский врач, психолог, психиатр и психоаналитик. Основатель фрейдомарксизма. Создатель учения о сексуальной революции. В 1916-1918 гг. служил в австро-венгерской армии, воевал в Италии. В 1918 г. поступил на медицинский факультет Венского университета. В 1920 г. вступил в Венское психоаналитическое общество. Начал собственную психоаналитическую практику. В 1922 г. стал первым клиническим ассистентом 3. Фрейда в Венской психоаналитической клинике (позднее - ее вице-директор). В 1924-1930 гг. руководитель семинара по психоаналитической терапии Венского психоаналитического института. Практиковал дидактический психоанализ. Увлекался идеями марксизма. В 1927-1933 гг. состоял в коммунистической партии. В 1929 г. участвовал в создании первых клиник сексуальной гигиены для рабочих, предоставлявших свободную информацию о контроле рождаемости, воспитании детей и сексуальной жизни. Разрабатывал идеологию и мероприятия для проведения в жизнь сексуальной политики пролетариата. Под влиянием учения 3. Фрейда, идей А. Адлера, философии К. Маркса, А. Бергсона и др. создал ряд собственных психоаналитически ориентированных концепций и теорий. Развивая и реформируя идеи 3. Фрейда о природе невроза, утверждал, что причиной его является невозможность разрядить сексуальное напряжение, порождаемое избытком энергии и снимаемое телесным оргазмом. Считал сексуальность и оргазм основным регулирующим механизмом человеческой жизнедеятельности. Создал натурфилософское учение об оргонной энергии (естественной, свободнотекущей сексуализированной жизненной энергии) и работал над устройствами для ее аккумуляции. Исследовал функции организма, проблемы характера и семьи. Предложил понимание семьи как фабрики структуры и идеологии общества, в которой на основе соединения социально-экономической и сексуальной общественных структур осуществляется идеологическое воспроизводство общества. Выдвинул тезис о том, что существующая сексуальная мораль тормозит развитие классового сознания. Разрабатывал сексуально-экономическую теорию, в которой пытался дополнить фрейдовские концепции сексуальности и сексуальной репрессивности марксистской теорией пролетарской революции. Пытался создать науку о сексуальной экономии, основанную на социологическом фундаменте Маркса и на психологическом фундаменте Фрейда, которая одновременно должна быть массово-психологической и сексуально-социологической. Заложил основания фрейдомарксизма, идеи которого развил в работе «Диалектический материализм и психоанализ» (1929 г.). В 1933 г. опубликовал книгу «Массовая психология фашизма» - первое крупное исследование по психологии и психопатологии фашизма и нацизма. Отошел от ортодоксального психоанализа. В 1933 г. исключен из компартии. В 1934 г. вышел из Международной психоаналитической ассоциации. В 1933-1939 гг. жил и работал в Дании, Швеции и Норвегии. Подвергался давлению газетной критики и официальным преследованиям. В 1936 г. опубликовал книгу «Сексуальная революция», в которой развивал идеи о сексуальной революции как основе подлинно человеческой революции, поскольку она освобождает людей от подавленной сексуальности, раскрепощает их и тем самым создает предпосылки для настоящей социальной революции. Рассматривал сексуальную революцию как атрибут реформистского и революционного процесса. Создал учение о существующей системе сексуальной репрессивности, которая использует семью, политику и культуру в целях подавления сексуальности и свободы человека и тем самым формирует консервативный тип характера людей, ориентированный на слепое подчинение и поддержку диктатуры. Выделил два основных типа характера: генитальный (разрешающий конфликт с репрессивной средой посредством оргазмной разрядки и сублимирования энергии влечений) и невротический, подавляющий оргазм и блокирующий сублимирование. Считал, что невротический характер обусловливает подчинение и покорность авторитету и сильной власти и выступает как продуцент различных авторитарных режимов, в т. ч. фашизма. В отличие от 3. Фрейда утверждал, что агрессивные и деструктивные влечения преимущественно вторичны и выступают не столько как врожденные, сколько как приобретенные в результате негативного воздействия общества. Разработал ряд символов общественной репрессии сексуальности, которые пользовались популярностью у новых левых во второй половине 60-х гг. В 1939 г. эмигрировал в США. Работал адъюнкт-профессором медицинской психологии в Новой школе социальных исследований. Подвергался давлению администрации и общественности. Продолжил разработку комплекса психоаналитически ориентированных идей. Подробно проанализировал сексуальное подавление как основной источник массовой невротизации и неврозов. Разработал представление о сопротивлении как части телесного (мышечного) панциря (брони), т.е. физиологического выражения психической защиты и возможности преодоления его путем прямого телесного контакта. Неоднократно обращался к разработке проблем характера, который истолковывал как образование, предохраняющее индивида от подавленных влечений и негативных воздействий внешней среды. Считал, что наряду с мышечным панцирем, блокирующим свободное выражение эмоций, существует панцирь (броня) характера и механизмы поведения, обеспечивающие энергетическую блокировку на психическом и физиологическом уровнях. Разработал ряд вегетотерапевтических методик. Его овощная терапия воздействовала непосредственно на тело и стала основой последующих терапевтических методик Фредерике Перлза (в гештатль-терапии) и Александра Лоуэна (в биоэнергетике). В последние годы жизни проявлял интерес к мистике. Практиковал оргонную терапию. За нарушение запрета суда (1954 г.) на распространение аккумуляторов оргонной энергии был приговорен к двум годам заключения. Умер в тюрьме. Несмотря на гонения и сильную критику, Райх оказал влияние на сексуальное раскрепощение людей, различные социальные науки и учения, историческую судьбу психоанализа и постфрейдизма, психоаналитическую, телесную, биоэнергетическую и танцевальную терапию.
Основные труды: Charakteranalyse, Wien, 1933; Massenpshychologie des Faschismus. Zur sexual-okonomie der politischen Reaktion und zur proletarischen sexual-politik, Zbrich, 1933; Was ist Klassenbewubtsein?, Zurich, 1934; Selected writings, N. Y., 1960; The function of orgasm: Sex-economic problems of biological energy, N. Y., 1964; Die sexuelle Revolution, 1971; Psychoanalyse und Politik , Koln, 1971. В русском переводе издано: Психология масс и фашизм, СПб-М., 1997; Сексуальная революция, СПб-М., 1997; Функция оргазма, СПб.-М., 1997; Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих психоаналитиков, М., 1999.
В. И. Овчаренко
Источник: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – Т. История психологии в лицах: Персоналии. – М., 2005.






Комментариев нет:

Отправить комментарий