Ленин, отмечая, что «формы брака и общения полов в буржуазном смысле не дают удовлетворения», предсказывал: «в области брака близится революция, созвучная пролетарской». И эта революция действительно произошла. Уже во второй половине декабря 1917 года Ленин подписал декреты «О гражданском браке, о детях» и «О расторжении брака». Большевики предоставили российским женщинам такие права, какие западным женщинам в то время и не снились: право оставлять после замужества свою девичью фамилию, делать аборт.
В период «триумфального шествия Советской власти» дело иногда доходило до анекдотов. Так, декрет Саратовского совета гласил: «С 1 марта 1918 года отменяется право частного владения женщинами, достигшими возраста от 17 до 32 лет». А Владимирский Совдеп постановил: «Всякая девица, достигшая 18-летнего возраста и не вышедшая замуж, обязана под страхом строгого взыскания и наказания зарегистрироваться в Бюро свободной любви.
Михаил Булгаков записал в дневник в сентябре 1924 года: "Новость: на днях в Москве появились совершенно голые люди (мужчины и женщины) с повязками через плечо "Долой стыд". Влезали в трамвай. Трамвай останавливали, публика возмущалась".
Всемирно известный писатель Герберт Уэллс, посетивший в это время революционную Москву, говорил: «...как просто обстояло дело с сексом в стране победившего социализма, излишне просто».
http://www.drive2.ru/users/alliluia/blog/319572/
бщество "Долой стыд!"
Одной из форм послереволюционной борьбы за «освобождение
женщины», за «новый быт», против отжившего «старого мира» являлось
движение нудизма. Зародилось оно еще на рубеже XIX — ХХ веков в Европе,
потом просочилось и в Россию, но воспринималось как благородный порыв к
полному сближению с природой и попытка отбросить ханжеские нормы морали.
Теперь же нудизму придали ярко выраженный политический характер.
Летом 1925 года в Москве появилось общество «Долой стыд!». Его участники решили бороться со стыдом как с буржуазным предрассудком. Группы людей по шесть-десять человек совершенно голыми маршировали по улицам, а на лентах, надетых поперек обнаженного тела, было написано: «Долой стыд — это буржуазный предрассудок». На дамах не было ничего, кроме обуви и сумочек для документов. Причем они ходили в таком виде в кино, в столовую для рабочих и даже ездили в трамвае. Правда, затея не вызвала понимания в обществе: говорят, бабушки, видя их, крестились, дети бросали в них камнями и гнилыми овощами.
Бельгийский консул в России Жозеф Дуйе впоследствии вспоминал: «В 1925 году при покровительстве советского правительства образовалось общество «Долой стыд!». Члены этого общества обязались отказаться от одежды и ходить голыми. Для пропаганды некоторые члены этого эксцентричного общества были посланы в поездки: в Харьков, Ростов, Минеральные Воды и т. д. Я видел их в костюме Адама и Евы в Ростове».
По воспоминаниям писателя Варлама Шаламова, «мальчишки, зеваки шли толпами за адептами этого голого ордена. Потом московская милиция получила указания — и нагие фигуры женщин и мужчин исчезли с московских улиц».
Народный комиссар здравоохранения Семашко от имени правительства осудил попытки ходить голыми «по московским изогнутым улицам». При этом он выдвигал главным аргументом следующий: «неподходящий климат, слишком низкая температура Москвы, грозящая здоровью населения, если оно увлечется идеями общества «Долой стыд!». Далее говорилось, что наркомат здравоохранения выяснил, что воздух городских улиц перенасыщен пылью и бактериями, вредными для человеческой кожи. Поэтому Наркомздрав рекомендовал не появляться на городских улицах без одежды, а полезный свежий воздух и солнечный свет искать на окраинах города и берегах водоемов…
Приложение:(Из статьи А.Бунге «Брак и положение женщины» в сборнике «Мир перед пропастью» под ред. И.Ильина (Берлин, 1931, на немецком языке). Русский перевод издан в Москве в 2001 г. Хотя в русском издании это прямо и не оговорено, все цитаты из советской прессы в русском издании даны, по-видимому, в обратном переводе с немецкого.)
«…Известная коммунистка Смидович кратко изложила суть сексуальной морали, царившей в то время среди коммунистической молодежи: «Кажется, наша молодежь уверена в том, что она призвана решать все вопросы, связанные с любовью, самым грубым и грязным способом; иначе она нанесет ущерб достоинству коммуниста. Нынешняя мораль нашей молодежи в кратком изложении состоит в следующем:
1.Каждый, даже несовершеннолетний, комсомолец и каждый студент «рабфака» (рабочий факультет) имеет право и обязан удовлетворять свои сексуальные потребности. Это понятие сделалось аксиомой, и воздержание рассматривают как ограниченность, свойственную буржуазному мышлению.
2.Если мужчина вожделеет к юной девушке, будь она студенткой, работницей или даже девушкой школьного возраста, то девушка обязана подчиниться этому вожделению, иначе ее сочтут буржуазной дочкой, недостойной называться истинной коммунисткой…» («Правда», 21 марта 1925 г.)
Правильность этих формулировок подтверждалась письмами, пришедшими в ответ на ее статью. Так, например, одна студентка пишет: «Студенты косо смотрят на тех комсомолок, которые отказываются вступить с ними в половые сношения. Они считают их мелкобуржуазными ретроградками, которые не могут освободиться от устаревших предрассудков. У студентов господствует представление, что не только к воздержанию, но и к материнству надо относиться как к буржуазной идеологии» («Правда», 7 мая 1925 г.). Другая студентка, по фамилии Рубцова, рассказывает, что коммунисты рассматривают любовь как нечто очень скоро преходящее, долгую любовь они считают скучной; а понятие «супруга» для них — буржуазный предрассудок. В ответ на вопрос: «Где работает ваша жена?» — они рассмеялись и спросили: «Какая?» «Один известный коммунист сказал мне: «В каждом городе, куда я езжу по работе, у меня есть временная жена». «Муж моей подруги, — продолжает Рубцова, — предложил мне провести с ним ночь, так как его жена больна и этой ночью не может его удовлетворить. Когда я отказалась, он назвал меня глупой гражданкой, которая не способна постичь все величие коммунистического учения» («Правда», 7 мая 1925 г.).
Следует заметить, что все эти женщины — настоящие коммунистки, которые никоим образом не сомневаются в правоте коммунистических взглядов, а жалуются лишь на ужасный цинизм в поведении коммунистов и ущемление их женского достоинства (См. также вышеупомянутый стенографический отчет пленарный заседаний ВЦИК, стр. 155, 169). (…) У коммунистической молодежи преобладает мнение, что между полами могут существовать лишь сексуальные отношения. Так, «Правда» пишет (9 января 1928 г.): «Между мужчиной и женщиной у нас существуют только сексуальные отношения». И героиня популярного рассказа известного писателя Пантелеймона Романова «Без фигового листка» говорит: «Мы не признаем любви. Мы знаем только сексуальные отношения, потому что любовь презираема как нечто психологическое, а у нас имеет право на существование только физиология. Всех, кто видит в любви что-то кроме физиологии, высмеивают и считают импотентами и ненормальными».
Изнасилование женщин
Согласно этим взглядам коммунистов каждая женщина и каждая девушка, как говорилось, «обязана» удовлетворять сексуальный инстинкт мужчины. Конечно, это не всегда происходит беспрепятственно. В таком случае иногда прибегают к изнасилованию. Изнасилование стало просто бедствием в советском государстве. Суды полнятся соответствующими исками, число таких исков постоянно растет. Одним лишь Московским судом рассмотрено в 1926 году 547 случаев изнасилования; в 1927 году это число (для Москвы) увеличилось до 726; в 1928 году до 849. В других судах — то же самое. Это явление в советской жизни получило особое наименование — «чубаровщина», по названию Чубаровского переулка в Петербурге, где в 1926 году двух женщин насиловала целая банда молодых коммунистов. Тогда этот случай вызвал большой резонанс, так как в этом принимали участие исключительно рабочие и преимущественно члены партии и комсомольцы.
Этот процесс был весьма характерным для нравов коммунистов и их отношения к женщине. По показаниям обвиняемых и свидетелей на процессе было установлено, что у молодежи в Петебурге существует следующее главное мнение относительно женщин: «Женщина — не человек, а всего лишь самка. Каждая женщина — девка, с которой можно обходиться, как вздумается. Ее жизнь стоит не больше, чем она получает за половое сношение» («Комсомольская правда», 18 декабря 1926 г.). Главные обвиняемые упорно твердили, что ничем не отличаются от остальных членов комсомола. «Все комсомольцы так же настроены и живут таким же образом, как мы». «Самым скверным, — замечает по этому поводу «Комсомольская правда», — является то обстоятельство, что этот ужасный случай не представляет собой в нашей жизни никакого особого преступления, ничего исключительного, он — всего лишь обычное, постоянно повторяющееся происшествие» (там же).
Обыденность этого судебного дела ярко характеризуется и показаниями одного комсомольца, который видел, как совершается насилие, но спокойно прошел мимо. Вопроса прокурора, почему он не позвал на помощь, он просто не мог понять… Казалось, ему вполне достаточно, что он сам не участвовал в деле. Один из обвиняемых даже утверждал, что изнасилования и вовсе не было: дело происходило лишь без согласия женщины… Страницы коммунистической печати полны материалами о подобных случаях, красноречиво свидетельствующих о невероятном цинизме большевистских взглядов по отношению к женщине.
«Освобождение женщины»
… Положение освобожденной и уравненной во всем с мужчиной женщины в советском государстве и вправду тяжко и унизительно. Общее обнищание, безработица и тяжелейшие условия труда привели к возникновению в стране нового явления — полной зависимости женщины от начальства и вследствие этой зависимости — «взятке натурой», или как это там называют, «женским чаевым». Мы часто встречаем в советской печати описания таких требований и печальные последствия отказа в удовлетворении подобных амбиций (см. раздел «Коммунизм как господство чиновников» в ч. I данной книги). Коммунистические начальники стараются полностью использовать экономическую зависимость женщины и теорию свободного удовлетворения сексуального инстинкта. Верховный суд принимает в апреле 1929 года решение возбудить уголовные дела против тех мужчин, которые требуют от женщин «из благодарности» вступать с ними в половые отношения. По этому решению против председателя исполкома в Дербенте было возбуждено уголовное дело по 14 искам за принуждение к сожительству женщин, которые обратились к нему за работой («Известия», 6 июля 1929 г.). Один директор больницы, коммунист Гульбатов, под угрозой увольнения требовал от женщин, своих подчиненных, вступать с ним в половые отношения (там же).
Особенно тяжелым здесь представляется положение учительниц. «Следует положить конец “чубаровщине” на ниве народного образования. Работники комиссариата просвещения нередко забывают о своей ответственности, своей должности и своем авторитете и без всякого стыда накидываются на молодых учительниц. Вначале они пытаются уговаривать, затем требуют под угрозой увольнения; а если все это не помогает, прибегают к насилию. Так поступают все, от молодых комсомольцев до поседевших членов партии. Всякая юная учительница считается блудницей: это входит в ее обязанности. Коммунистическая партия по этому поводу отмалчивается, а отдельные ее члены участвуют в этих делах и требуют от молодых учительниц беспрекословного исполнения этой естественной повинности» («Труд», 23 декабря 1928 г.). Еще одна, «Рабочая газета», сообщает, что в Сибири внезапно уволено много учительниц. Восемнадцати из них удалось доказать, что их увольнение последовало лишь по причине непокорности домогательствам начальства; вслед за этим их вновь приняли на работу («Рабочая газета», 12 сентября 1929 г.). «Мы отмалчивались, так как жили в нужде и не хотели лишиться своего куска хлеба. Так как мне известно, что приходится выносить моим товаркам по несчастью, я, чтобы предотвратить новые жертвы, решилась открыто написать обо всем», — пишет учительница Тарасова, руководитель начальной школы в Рязанской губернии («Известия», 6 июня 1929 г.).
Немногим лучше и положение работниц, женщин, принадлежащих к классу людей, которым в советском государстве оказывается особое предпочтение. На фабрике «Катушка» Смоленской губернии целому ряду мастеров и рабочих, а также председателю профсоюза, сплошь коммунистам, предъявлено обвинение в злоупотреблении служебным положением. Они требовали от женщин, чтобы те вступали с ними в половые отношения, а непокорных увольняли («Труд», 22 мая 1928 г.). Женщины, посещающие биржу труда, чтобы получить работу, должны соглашаться на сексуальные домогательства председателя («Труд», 15 июня 1928 г.). Коммунисты пытаются даже ввести кое-где феодальное право «первой ночи». Главная коммунистическая газета повествует о том, как директор одной из фабрик в Туркестане, коммунист Петровский, потребовал от вахтера фабрики, узбека, который собирался жениться, предоставить ему невесту на первую ночь после свадьбы. Так как он предупредил, что не простит и не забудет отказа, то жених после недолгого сопротивления согласился. Труднее было, пишет «Правда», получить согласие невесты, но в конце концов и это удалось («Правда», 25 апреля 1928 г.).
Проституция
Коммунисты любят указывать на то, что результатом свободных сексуальных отношений в советском государстве стало полное исчезновение совершенно позорного социального явления проституции. Это утверждение наивно повторяется и иностранцами. Однако официальные данные Советов полностью опровергают это утверждение. Да, исследованиями, проведенными Институтом венерических болезней, установлено, к сожалению, без приведения точных цифр, что проституция неизменно растет; это легко объяснить при чрезвычайно тяжелом положении в СССР вообще и женщин в частности. На вопрос, что, собственно, побудило их пойти на улицу, 95% этих женщин дали один и тот же ответ: безысходная нужда в результате долгой безработицы, сокращение, развод, бедственное положение родственников и т.п. Среди проституток — до 40% дочерей прежней аристократии, купечества и чиновников. В то же время до 27% здесь составляют дочери рабочих (данные Исследовательского института венерических болезней, см. также у Залкинда: Новая половая мораль, Москва, 1927 г.).
Резюме
Так выглядят итоги освобождения женщин и коммунистической борьбы с семьей. Эти итоги вынуждены признавать сами коммунисты. Так, например, центральная газета среди прочего пишет: «Есть люди, которые утверждают, что подобные итоги вызваны именно нами через нашу пропаганду свободных сексуальных отношений. Эти люди заявляют: “Вы пожинаете именно то, что сами посеяли! Вот вам ваша молодежь! Посмотрите на ваших молодых коммунистов”». Вслед за этим газета смущенно заключает: «Надо признать, что в здоровой пролетарской атмосфере подобные явления недопустимы» («Известия», 6 июня 1928 г.)".
======
В этом свете становится понятна ностальгия уцелевших и постаревших "первых комсомольцев", когда они в семидесятые годы вспоминали свою молодость: "Эх, весёлое было время, романтическое… Не то что сейчас…"
http://www.sensusnovus.ru/analytics/2013/03/02/15839.html
Меня очень сильно раздражает, когда, желая блеснуть остроумием, заявляют: «Как известно, в СССР секса не было!» Мало того, что слова участницы тогдашнего ток-шоу Владимира Познера вырвали из контекста (я его смотрел в ленинской комнате госпиталя Закавказского военного округа), так это ещё и полная ерунда. С сексом в СССР было всё в порядке, особенно в первые десятилетия после Октябрьской революции.
Освобождение любви
Ленин, отмечая, что «формы брака и общения полов в буржуазном смысле не дают удовлетворения», предсказывал: «в области брака близится революция, созвучная пролетарской». И эта революция действительно произошла. Уже во второй половине декабря 1917 года Ленин подписал декреты «О гражданском браке, о детях» и «О расторжении брака». Большевики предоставили российским женщинам такие права, какие западным женщинам в то время и не снились: право оставлять после замужества свою девичью фамилию, делать аборт.
В период «триумфального шествия Советской власти» дело иногда доходило до анекдотов. Так, декрет Саратовского совета гласил: «С 1 марта 1918 года отменяется право частного владения женщинами, достигшими возраста от 17 до 32 лет». А Владимирский Совдеп постановил: «Всякая девица, достигшая 18-летнего возраста и не вышедшая замуж, обязана под страхом строгого взыскания и наказания зарегистрироваться в Бюро свободной любви. Зарегистрированной в Бюро свободной любви предоставляется право выбора мужчины в возрасте от 19 до 50 лет себе в сожители-супруги». По правде сказать, эти декреты больше похожи на «чёрный пиар» против революции. Ведь её противники пугали народ тем, что революционеры, придя к власти, первым делом всё обобществят, включая женщин, насильно разрушат семьи и браки.
Принципы свободной любви особо активно пропагандировала народный комиссар призрения Александра Коллонтай. Героиня её рассказа «Любовь трёх поколений», комсомолка Женя, на секс смотрит без буржуазного лицемерия: «Они (половые партнёры Жени – Д. Ж.) мне просто нравились, и я чувствовала, что нравлюсь им… Всё это так просто. И потом, ведь это ни к чему не обязывает. Я не понимаю, мама, что тебя так волнует? Если бы я себя продавала или если бы меня изнасиловали – это другое дело. Но ведь я шла на это добровольно и охотно. Пока мы друг другу нравимся – мы вместе; пройдёт – разберёмся. Ущерба нет никакого». По сути, Женя рассуждает как нынешняя девушка. В 20 лет комсомолка забеременела. Но не знала, от кого точно: то ли от чахоточного мужа матери, то ли от грубоватого «товарища Абраши». Правда, такая незадача её не сильно беспокоила – она со спокойной совестью сделала аборт.
Посвящать себя любви Жене некогда. Всё её время занято борьбой за социализм: «Мне некогда. Всё спешка, всегда мысли полны другим… некогда влюбиться». Единственно, чего Женя «боится всегда» – это венерической болезни. Поэтому, прежде чем разрешить партнёрам войти в себя, она спрашивает их с большевистской прямотой: «Товарищ! А не больны ли вы дурной болезнью?» Единственный человек, которого она любит – это вождь революции: «Это очень серьёзно. Я его люблю гораздо больше всех тех, кто мне нравился, с кем я сходилась…»
Исповедуемая коллонтаевской Женей мораль была довольно широко распространена в первые послереволюционные годы. Вот другой пример из литературы. «Чего ты ломаешься? Подумаешь, какое интеллигентское поведение. Вы случайно не из института благородных девиц? Если ты человек сознательный, то сначала удовлетвори мою потребность, а потом спи, сколько тебе влезет». С такими словами в романе «Как закалялась сталь» вчерашний гимназист Женька Развалихин пристаёт к завженотделом комсомола Лиде Полевых. Но получает, правда, по щекам. Председатель пионерского суда в рассказе Пантелеймона Романова «Суд над пионером» заявляет: «Любовью пусть занимаются и стихи пишут нэпманские сынки, а с нас довольно и здоровой потребности, для удовлетворения которой мы не пойдём к проституткам потому, что у нас есть товарищи. Лучше хулиганом быть, чем любовь разводить».
Тогдашними борцами за «половое опрощение» было создано общество «Долой стыд». Его активисты разгуливали по советским городам полностью обнажёнными, когда, конечно, позволяла погода. Мой папа рассказывал, что невольным свидетелем шествия «Долой стыд» стал мой дедушка – царский морской офицер и красный командир – Георгий Сильвестрович Жвания, когда вернулся в Петроград с фронта. Не зная ничего об обществе «Долой стыд», он решил, что в ближайшей бане случилась авария. «Стыдливость в отношениях между полами – это следствие искажения всего нормального и здорового. Прежде всего, нужно освободить людей от одежды. Сначала нужно приучить людей ходить в одних трусах, а потом и вообще без ничего», — указывали «бесстыжие» теоретики. В наше время, как я понимаю, их заветы проводятся в жизнь нудистами (или натуристами).
В молодой Советской России получили распространение две теории сексуальной революции. Первая – теория «стакана воды»: любви нет; есть физиологическая потребность, которая должна находить удовлетворение без всяких условностей – так же легко и просто, как утоление жажды. Вторая – теория «крылатого Эроса». Она отрицала исключительность любви и осуждала выделение пары из коллектива. «Всё для любимого человека!» – это лозунг индивидуалистической буржуазной морали, утверждали сторонники теории «крылатого Эроса», а разработчиком её была Александра Коллонтай.
В 20-е годы в СССР вышло огромное количество работ по сексуальной тематике. Особой оригинальностью отличался подход профессора Арона Залкинда. Уже тогда – в 20-е годы – он уловил тенденцию к стиранию различий между полами. Он настаивал на необходимости уничтожения «классово-бесплодной красоты», «женственности», «грубо-мускулистой и усатой мужественности». «Так называемая “красота”, так называемая “сила” эксплуататорского периода истории человечества неминуемо будут стёрты в порошок телесными комбинациями наилучшего революционного приспособления». «Половая жизнь как неотъемлемая часть боевого арсенала пролетариата – вот единственно возможная сейчас точка зрения рабочего класса на половой вопрос. Всё социальное и биологическое имущество революционного пролетариата является сейчас его боевым арсеналом», — доказывал красный профессор Залкинд, высмеянный интеллигенцией в 90-е годы. Залкинд, в отличие от идеологов свободной любви, был против частой смены партнёров, утверждая, что половая неразборчивость граждан может обернуться вырождением нации.
Большевистские лидеры были против «перегибов» в «половом вопросе». Ленин в одной из бесед с Кларой Цеткин заметил, что теория «стакана воды» — «совершенно не марксистская» и сверх того – противообщественная, ибо «питьё воды – дело индивидуальное, в любви же участвуют двое, и возникает третья, новая жизнь».
Новые формы быта
«Революция сделала героическую попытку разрушить так называемый “семейный очаг”, т. е. то архаическое, затхлое и косное учреждение, в котором женщина трудящихся классов отбывает каторжные работы с детских лет и до смерти. Место семьи, как замкнутого мелкого предприятия, должна была, по замыслу, занять законченная система общественного ухода и обслуживания: родильные дома, ясли, детские сады, школы, общественные столовые, общественные прачечные, амбулатории, больницы, санатории, спортивные организации, кино, театры и проч. Полное поглощение хозяйственных функций семьи учреждениями социалистического общества, связывающего солидарностью и взаимной заботой все поколения, должно было принести женщине, и тем самым – любящей чете, действительное освобождение от тысячелетних оков», – писал Лев Троцкий.
Заметить «семейный очаг», косный и затхлый, большевики решили коллективными формами быта. Ещё Жюль Гед рискнул предположить: «Что такое нынешние отели, пансионы, клубы и пр., благодаря которым для богатых классов свобода всё больше и больше заменяет обязательный at home бедняков, если не зародыш – очень несовершенный – нового, по самой сущности своей освободительного режима, к которому мы стремимся?»
«Свобода и достоинство половых отношений, очищенных от их экономической и меркантильной стороны; равное умственное и мускульное развитие ребёнка, всех детей, и потребление столь же широкое, сколь и независимое, все эти desiderata (чаяния – ред. «Н. С.») будут осуществлены для всех, мужчин и женщин, великой человеческой семьёй, которая создаст общество, умиротворённое общностью имуществ и труда, между тем как они недостижимы для малого общества, каким является индивидуальная семья, семья-тюрьма, — и тюрьма одиночная…», – проповедовал Гед.
Большевики, придя к власти, стали создавать дома-коммуны. Или – «пролетарские фаланстеры». Правда, фаланстеры в России создавали задолго до Октября. Так, в 1863-м в Петербурге существовала созданная студентами-разночинцами Знаменская коммуна. «Главным пугалом родителей и наставников в палибинском околотке была какая-то мифическая коммуна, которая, по слухам, завелась где-то в Петербурге. В неё, так, по крайней мере, уверяли – вербовали всех молодых девушек, желающих покинуть родительский дом. Молодые люди жили в ней при полнейшем коммунизме. Прислуги в ней не полагалось, и благороднейшие девицы-дворянки собственноручно мыли полы и чистили самовары», – вспоминала Софья Ковалевская.
В черновом наброске проекта «О реквизировании квартир богатых для облегчения нужд бедных» Ленин написал, что Советская власть не видит необходимости в том, чтобы каждый человек обладал отдельным жильём, даже в виде комнаты. В октябре 1920 года III съезд РКСМ предложил «в целях рационального улучшения положения подростков-одиночек и вообще рабочей молодёжи в жилищном отношении» провести «государственное декретирование домов-коммун рабочей молодёжи». Вопрос был решён положительно. В сентябре 1921 года IV съезд РКСМ отметил, что дома-коммуны – хорошее средство для социалистического воспитания молодёжи, так как они освобождают её «из-под разлагающего влияния улицы, мелкобуржуазных настроений семьи, тяжёлых материальных условий домашнего существования». В 1923-м в коммунах проживало более 40% рабочей молодёжи Москвы. Не отставали и регионы. 2 марта 1924 года газета «Северный комсомолец» доказывала: «Молодёжь скорее, чем кто-либо, должна и может покончить с традициями отмирающего общества… Пролетарский коллективизм молодёжи может привиться только тогда, когда труд и жизнь молодёжи будут коллективными. Лучшим проводником такого коллективизма могут явиться общежития-коммуны рабочей молодёжи. Общая коммунальная столовая, общность условий жизни – вот то, что необходимо прежде всего для воспитания нового человека».
Общий быт должен был нанести удар и по патриархальной семье. Так, комсомолец завода «Серп и молот» в 1926-м писал в журнал «Смена»: «Половой вопрос просто разрешить в коммунах молодёжи. Мы живём с нашими девушками гораздо лучше, чем идеальные братья и сёстры. О женитьбе мы не думаем, потому что слишком заняты, и, к тому же, совместная жизнь с нашими девушками ослабляет наши половые желания. Мы не чувствуем половых различий. В коммуне девушка, вступающая в половую связь, не отвлекается от общественной жизни. Если вы не хотите жить, как ваши отцы, если хотите найти удовлетворительное решение вопроса о взаимоотношении полов, стройте коммуну рабочей молодёжи». Похожие заявления делали девушки из коммуны «Ленинский закал» в Иваново-Вознесенске. Патронировала это движение Надежда Крупская, жена Ильича, которая полагала, что коммуны – «это организация на почве обобщения быта новых общественных отношений, новых взаимоотношений между членами коммуны, новых, товарищеских отношений между мужчиной и женщиной».
В конце 20-х годов большевики пришли к мысли, что новые формы быта невозможно развивать в старых архитектурных пространствах, то есть в квартирах обычной планировки. Ещё в 1926-м перед участниками всесоюзного архитектурного конкурса была поставлена задача: «Проникнуться новыми запросами к жилищу и возможно скорее дать проект такого дома с общественным хозяйством, который превратил бы так называемый семейный очаг из тесной, скучной, а подчас и тяжёлой колеи для женщины, в место приятного отдыха. Новая жизнь требует новых форм». Архитекторы-конструктивисты откликнулись тотчас. Архитектор Николай Кузьмин планировал сделать в доме-коммуне общие спальни на шесть человек. Супружеские пары, по мысли архитектора, должны были бы по расписанию уединяться в «двуспальне» или «кабине для ночлега». Проект Кузьмина пытались реализовать на стройке Сталинградского тракторного завода. В Ленинграде дома-коммуны строили в районе Кондратьевского проспекта.
Половая свобода в Советской республике сочеталась с нетерпимым отношением к проституции, которая оценивалась как побочный продукт патриархата. Проституток отправляли в специальные учреждения и лечили с помощью «трудотерапии». «Пока мы будем иметь нетрудовое женское население, существующее на средства мужа или отца, до тех пор будет существовать купля и продажа женских ласк. Поэтому введение во всей Советской республике в самом срочном порядке трудовых книжек – один из вернейших способов борьбы с проституцией профессионального типа», — писала ещё в 1920-м Александра Коллонтай в статье «Трудовая республика и проституция». Судя по воспоминаниям Клары Цеткин, Ленин тоже предлагал «возвратить проститутку к производительному труду, найти ей место в общественном хозяйстве».
Термидор
Официально коммуны существовали до 1934 года, а точнее до XVII съезда ВКП(б), охарактеризовавшего движение по их созданию как «уравнительно-мальчишеские упражнения “левых головотяпов”». «Упражнения» коммунаров действительно похожи на ребячество. Однако нельзя не отдать должное тем людям, которые искренне хотели вырваться из старого быта и стать новыми людьми. В этом порыве заключалась поэзия и молодой задор революции. Так или иначе, в 30-е годы сексуальные эксперименты закончились. Но не только и не столько по воле Иосифа Сталина, возродившего, как подчёркивает его оппонент Лев Троцкий, «культ семьи». Все эти теории сексуальной революции, будь то «стакана воды» или «крылатого Эроса», не учитывали того, что декретом нельзя людям запретить ревновать, желать побыть наедине с любимым человеком и хотеть обладать только им, а не получать в партнёры того, на кого укажет «безликий и могущественный товарищ Коллектив». Может быть, это – мещанские желания. Но они укоренились в человеческой природе за то время, что человек вышел из первобытной дикости.
Зато само рабочее государство в 30-е годы было насыщено эротическим содержанием. Парады физкультурников, культ спорта, развитие парашютизма и авиации, фаллическая архитектура, массовый трудовой энтузиазм – всё это проявления его эротизма.
Совсем другое дело – «эпоха застоя». Брежневский режим напоминал старого импотента: «дряхлые «верхи», пьяные «низы», беззубая интеллигенция, которая на кухнях прокуривала своё здоровье. В годы застоя твёрдым было лишь одно правило: говорить одно, а делать – другое. И многие советские граждане, изнывая от застойной скуки, реализовывали свои фантазии в сексе. Серьёзные исследователи отмечают, что советские люди никогда так много и изощрённо не занимались сексом, как в брежневские годы.
Тем временем – в 60-е и 70-е годы ХХ века – сексуальная революция будоражила Запад. Одним из лозунгов парижского Красного мая было изречение фрейдомарксиста Вильгельма Райха: «Сексуальная революция – это часть революции политической». Воодушевлял бунтарей и опыт молодой Советской России. Тогдашняя западная молодёжь протестовала против превращения любви и сексуальности в товар. Но она добилась в итоге прямо противоположного результата.
Летом 1925 года в Москве появилось общество «Долой стыд!». Его участники решили бороться со стыдом как с буржуазным предрассудком. Группы людей по шесть-десять человек совершенно голыми маршировали по улицам, а на лентах, надетых поперек обнаженного тела, было написано: «Долой стыд — это буржуазный предрассудок». На дамах не было ничего, кроме обуви и сумочек для документов. Причем они ходили в таком виде в кино, в столовую для рабочих и даже ездили в трамвае. Правда, затея не вызвала понимания в обществе: говорят, бабушки, видя их, крестились, дети бросали в них камнями и гнилыми овощами.
Бельгийский консул в России Жозеф Дуйе впоследствии вспоминал: «В 1925 году при покровительстве советского правительства образовалось общество «Долой стыд!». Члены этого общества обязались отказаться от одежды и ходить голыми. Для пропаганды некоторые члены этого эксцентричного общества были посланы в поездки: в Харьков, Ростов, Минеральные Воды и т. д. Я видел их в костюме Адама и Евы в Ростове».
По воспоминаниям писателя Варлама Шаламова, «мальчишки, зеваки шли толпами за адептами этого голого ордена. Потом московская милиция получила указания — и нагие фигуры женщин и мужчин исчезли с московских улиц».
Народный комиссар здравоохранения Семашко от имени правительства осудил попытки ходить голыми «по московским изогнутым улицам». При этом он выдвигал главным аргументом следующий: «неподходящий климат, слишком низкая температура Москвы, грозящая здоровью населения, если оно увлечется идеями общества «Долой стыд!». Далее говорилось, что наркомат здравоохранения выяснил, что воздух городских улиц перенасыщен пылью и бактериями, вредными для человеческой кожи. Поэтому Наркомздрав рекомендовал не появляться на городских улицах без одежды, а полезный свежий воздух и солнечный свет искать на окраинах города и берегах водоемов…
Приложение:(Из статьи А.Бунге «Брак и положение женщины» в сборнике «Мир перед пропастью» под ред. И.Ильина (Берлин, 1931, на немецком языке). Русский перевод издан в Москве в 2001 г. Хотя в русском издании это прямо и не оговорено, все цитаты из советской прессы в русском издании даны, по-видимому, в обратном переводе с немецкого.)
«…Известная коммунистка Смидович кратко изложила суть сексуальной морали, царившей в то время среди коммунистической молодежи: «Кажется, наша молодежь уверена в том, что она призвана решать все вопросы, связанные с любовью, самым грубым и грязным способом; иначе она нанесет ущерб достоинству коммуниста. Нынешняя мораль нашей молодежи в кратком изложении состоит в следующем:
1.Каждый, даже несовершеннолетний, комсомолец и каждый студент «рабфака» (рабочий факультет) имеет право и обязан удовлетворять свои сексуальные потребности. Это понятие сделалось аксиомой, и воздержание рассматривают как ограниченность, свойственную буржуазному мышлению.
2.Если мужчина вожделеет к юной девушке, будь она студенткой, работницей или даже девушкой школьного возраста, то девушка обязана подчиниться этому вожделению, иначе ее сочтут буржуазной дочкой, недостойной называться истинной коммунисткой…» («Правда», 21 марта 1925 г.)
Правильность этих формулировок подтверждалась письмами, пришедшими в ответ на ее статью. Так, например, одна студентка пишет: «Студенты косо смотрят на тех комсомолок, которые отказываются вступить с ними в половые сношения. Они считают их мелкобуржуазными ретроградками, которые не могут освободиться от устаревших предрассудков. У студентов господствует представление, что не только к воздержанию, но и к материнству надо относиться как к буржуазной идеологии» («Правда», 7 мая 1925 г.). Другая студентка, по фамилии Рубцова, рассказывает, что коммунисты рассматривают любовь как нечто очень скоро преходящее, долгую любовь они считают скучной; а понятие «супруга» для них — буржуазный предрассудок. В ответ на вопрос: «Где работает ваша жена?» — они рассмеялись и спросили: «Какая?» «Один известный коммунист сказал мне: «В каждом городе, куда я езжу по работе, у меня есть временная жена». «Муж моей подруги, — продолжает Рубцова, — предложил мне провести с ним ночь, так как его жена больна и этой ночью не может его удовлетворить. Когда я отказалась, он назвал меня глупой гражданкой, которая не способна постичь все величие коммунистического учения» («Правда», 7 мая 1925 г.).
Следует заметить, что все эти женщины — настоящие коммунистки, которые никоим образом не сомневаются в правоте коммунистических взглядов, а жалуются лишь на ужасный цинизм в поведении коммунистов и ущемление их женского достоинства (См. также вышеупомянутый стенографический отчет пленарный заседаний ВЦИК, стр. 155, 169). (…) У коммунистической молодежи преобладает мнение, что между полами могут существовать лишь сексуальные отношения. Так, «Правда» пишет (9 января 1928 г.): «Между мужчиной и женщиной у нас существуют только сексуальные отношения». И героиня популярного рассказа известного писателя Пантелеймона Романова «Без фигового листка» говорит: «Мы не признаем любви. Мы знаем только сексуальные отношения, потому что любовь презираема как нечто психологическое, а у нас имеет право на существование только физиология. Всех, кто видит в любви что-то кроме физиологии, высмеивают и считают импотентами и ненормальными».
Изнасилование женщин
Согласно этим взглядам коммунистов каждая женщина и каждая девушка, как говорилось, «обязана» удовлетворять сексуальный инстинкт мужчины. Конечно, это не всегда происходит беспрепятственно. В таком случае иногда прибегают к изнасилованию. Изнасилование стало просто бедствием в советском государстве. Суды полнятся соответствующими исками, число таких исков постоянно растет. Одним лишь Московским судом рассмотрено в 1926 году 547 случаев изнасилования; в 1927 году это число (для Москвы) увеличилось до 726; в 1928 году до 849. В других судах — то же самое. Это явление в советской жизни получило особое наименование — «чубаровщина», по названию Чубаровского переулка в Петербурге, где в 1926 году двух женщин насиловала целая банда молодых коммунистов. Тогда этот случай вызвал большой резонанс, так как в этом принимали участие исключительно рабочие и преимущественно члены партии и комсомольцы.
Этот процесс был весьма характерным для нравов коммунистов и их отношения к женщине. По показаниям обвиняемых и свидетелей на процессе было установлено, что у молодежи в Петебурге существует следующее главное мнение относительно женщин: «Женщина — не человек, а всего лишь самка. Каждая женщина — девка, с которой можно обходиться, как вздумается. Ее жизнь стоит не больше, чем она получает за половое сношение» («Комсомольская правда», 18 декабря 1926 г.). Главные обвиняемые упорно твердили, что ничем не отличаются от остальных членов комсомола. «Все комсомольцы так же настроены и живут таким же образом, как мы». «Самым скверным, — замечает по этому поводу «Комсомольская правда», — является то обстоятельство, что этот ужасный случай не представляет собой в нашей жизни никакого особого преступления, ничего исключительного, он — всего лишь обычное, постоянно повторяющееся происшествие» (там же).
Обыденность этого судебного дела ярко характеризуется и показаниями одного комсомольца, который видел, как совершается насилие, но спокойно прошел мимо. Вопроса прокурора, почему он не позвал на помощь, он просто не мог понять… Казалось, ему вполне достаточно, что он сам не участвовал в деле. Один из обвиняемых даже утверждал, что изнасилования и вовсе не было: дело происходило лишь без согласия женщины… Страницы коммунистической печати полны материалами о подобных случаях, красноречиво свидетельствующих о невероятном цинизме большевистских взглядов по отношению к женщине.
«Освобождение женщины»
… Положение освобожденной и уравненной во всем с мужчиной женщины в советском государстве и вправду тяжко и унизительно. Общее обнищание, безработица и тяжелейшие условия труда привели к возникновению в стране нового явления — полной зависимости женщины от начальства и вследствие этой зависимости — «взятке натурой», или как это там называют, «женским чаевым». Мы часто встречаем в советской печати описания таких требований и печальные последствия отказа в удовлетворении подобных амбиций (см. раздел «Коммунизм как господство чиновников» в ч. I данной книги). Коммунистические начальники стараются полностью использовать экономическую зависимость женщины и теорию свободного удовлетворения сексуального инстинкта. Верховный суд принимает в апреле 1929 года решение возбудить уголовные дела против тех мужчин, которые требуют от женщин «из благодарности» вступать с ними в половые отношения. По этому решению против председателя исполкома в Дербенте было возбуждено уголовное дело по 14 искам за принуждение к сожительству женщин, которые обратились к нему за работой («Известия», 6 июля 1929 г.). Один директор больницы, коммунист Гульбатов, под угрозой увольнения требовал от женщин, своих подчиненных, вступать с ним в половые отношения (там же).
Особенно тяжелым здесь представляется положение учительниц. «Следует положить конец “чубаровщине” на ниве народного образования. Работники комиссариата просвещения нередко забывают о своей ответственности, своей должности и своем авторитете и без всякого стыда накидываются на молодых учительниц. Вначале они пытаются уговаривать, затем требуют под угрозой увольнения; а если все это не помогает, прибегают к насилию. Так поступают все, от молодых комсомольцев до поседевших членов партии. Всякая юная учительница считается блудницей: это входит в ее обязанности. Коммунистическая партия по этому поводу отмалчивается, а отдельные ее члены участвуют в этих делах и требуют от молодых учительниц беспрекословного исполнения этой естественной повинности» («Труд», 23 декабря 1928 г.). Еще одна, «Рабочая газета», сообщает, что в Сибири внезапно уволено много учительниц. Восемнадцати из них удалось доказать, что их увольнение последовало лишь по причине непокорности домогательствам начальства; вслед за этим их вновь приняли на работу («Рабочая газета», 12 сентября 1929 г.). «Мы отмалчивались, так как жили в нужде и не хотели лишиться своего куска хлеба. Так как мне известно, что приходится выносить моим товаркам по несчастью, я, чтобы предотвратить новые жертвы, решилась открыто написать обо всем», — пишет учительница Тарасова, руководитель начальной школы в Рязанской губернии («Известия», 6 июня 1929 г.).
Немногим лучше и положение работниц, женщин, принадлежащих к классу людей, которым в советском государстве оказывается особое предпочтение. На фабрике «Катушка» Смоленской губернии целому ряду мастеров и рабочих, а также председателю профсоюза, сплошь коммунистам, предъявлено обвинение в злоупотреблении служебным положением. Они требовали от женщин, чтобы те вступали с ними в половые отношения, а непокорных увольняли («Труд», 22 мая 1928 г.). Женщины, посещающие биржу труда, чтобы получить работу, должны соглашаться на сексуальные домогательства председателя («Труд», 15 июня 1928 г.). Коммунисты пытаются даже ввести кое-где феодальное право «первой ночи». Главная коммунистическая газета повествует о том, как директор одной из фабрик в Туркестане, коммунист Петровский, потребовал от вахтера фабрики, узбека, который собирался жениться, предоставить ему невесту на первую ночь после свадьбы. Так как он предупредил, что не простит и не забудет отказа, то жених после недолгого сопротивления согласился. Труднее было, пишет «Правда», получить согласие невесты, но в конце концов и это удалось («Правда», 25 апреля 1928 г.).
Проституция
Коммунисты любят указывать на то, что результатом свободных сексуальных отношений в советском государстве стало полное исчезновение совершенно позорного социального явления проституции. Это утверждение наивно повторяется и иностранцами. Однако официальные данные Советов полностью опровергают это утверждение. Да, исследованиями, проведенными Институтом венерических болезней, установлено, к сожалению, без приведения точных цифр, что проституция неизменно растет; это легко объяснить при чрезвычайно тяжелом положении в СССР вообще и женщин в частности. На вопрос, что, собственно, побудило их пойти на улицу, 95% этих женщин дали один и тот же ответ: безысходная нужда в результате долгой безработицы, сокращение, развод, бедственное положение родственников и т.п. Среди проституток — до 40% дочерей прежней аристократии, купечества и чиновников. В то же время до 27% здесь составляют дочери рабочих (данные Исследовательского института венерических болезней, см. также у Залкинда: Новая половая мораль, Москва, 1927 г.).
Резюме
Так выглядят итоги освобождения женщин и коммунистической борьбы с семьей. Эти итоги вынуждены признавать сами коммунисты. Так, например, центральная газета среди прочего пишет: «Есть люди, которые утверждают, что подобные итоги вызваны именно нами через нашу пропаганду свободных сексуальных отношений. Эти люди заявляют: “Вы пожинаете именно то, что сами посеяли! Вот вам ваша молодежь! Посмотрите на ваших молодых коммунистов”». Вслед за этим газета смущенно заключает: «Надо признать, что в здоровой пролетарской атмосфере подобные явления недопустимы» («Известия», 6 июня 1928 г.)".
======
В этом свете становится понятна ностальгия уцелевших и постаревших "первых комсомольцев", когда они в семидесятые годы вспоминали свою молодость: "Эх, весёлое было время, романтическое… Не то что сейчас…"
http://www.sensusnovus.ru/analytics/2013/03/02/15839.html
Советская Россия – родина сексуальной революции Распечатать эту статью
Дмитрий ЖВАНИЯ, кандидат исторических наукМеня очень сильно раздражает, когда, желая блеснуть остроумием, заявляют: «Как известно, в СССР секса не было!» Мало того, что слова участницы тогдашнего ток-шоу Владимира Познера вырвали из контекста (я его смотрел в ленинской комнате госпиталя Закавказского военного округа), так это ещё и полная ерунда. С сексом в СССР было всё в порядке, особенно в первые десятилетия после Октябрьской революции.
Освобождение любви
Ленин, отмечая, что «формы брака и общения полов в буржуазном смысле не дают удовлетворения», предсказывал: «в области брака близится революция, созвучная пролетарской». И эта революция действительно произошла. Уже во второй половине декабря 1917 года Ленин подписал декреты «О гражданском браке, о детях» и «О расторжении брака». Большевики предоставили российским женщинам такие права, какие западным женщинам в то время и не снились: право оставлять после замужества свою девичью фамилию, делать аборт.
В период «триумфального шествия Советской власти» дело иногда доходило до анекдотов. Так, декрет Саратовского совета гласил: «С 1 марта 1918 года отменяется право частного владения женщинами, достигшими возраста от 17 до 32 лет». А Владимирский Совдеп постановил: «Всякая девица, достигшая 18-летнего возраста и не вышедшая замуж, обязана под страхом строгого взыскания и наказания зарегистрироваться в Бюро свободной любви. Зарегистрированной в Бюро свободной любви предоставляется право выбора мужчины в возрасте от 19 до 50 лет себе в сожители-супруги». По правде сказать, эти декреты больше похожи на «чёрный пиар» против революции. Ведь её противники пугали народ тем, что революционеры, придя к власти, первым делом всё обобществят, включая женщин, насильно разрушат семьи и браки.
Принципы свободной любви особо активно пропагандировала народный комиссар призрения Александра Коллонтай. Героиня её рассказа «Любовь трёх поколений», комсомолка Женя, на секс смотрит без буржуазного лицемерия: «Они (половые партнёры Жени – Д. Ж.) мне просто нравились, и я чувствовала, что нравлюсь им… Всё это так просто. И потом, ведь это ни к чему не обязывает. Я не понимаю, мама, что тебя так волнует? Если бы я себя продавала или если бы меня изнасиловали – это другое дело. Но ведь я шла на это добровольно и охотно. Пока мы друг другу нравимся – мы вместе; пройдёт – разберёмся. Ущерба нет никакого». По сути, Женя рассуждает как нынешняя девушка. В 20 лет комсомолка забеременела. Но не знала, от кого точно: то ли от чахоточного мужа матери, то ли от грубоватого «товарища Абраши». Правда, такая незадача её не сильно беспокоила – она со спокойной совестью сделала аборт.
Посвящать себя любви Жене некогда. Всё её время занято борьбой за социализм: «Мне некогда. Всё спешка, всегда мысли полны другим… некогда влюбиться». Единственно, чего Женя «боится всегда» – это венерической болезни. Поэтому, прежде чем разрешить партнёрам войти в себя, она спрашивает их с большевистской прямотой: «Товарищ! А не больны ли вы дурной болезнью?» Единственный человек, которого она любит – это вождь революции: «Это очень серьёзно. Я его люблю гораздо больше всех тех, кто мне нравился, с кем я сходилась…»
Исповедуемая коллонтаевской Женей мораль была довольно широко распространена в первые послереволюционные годы. Вот другой пример из литературы. «Чего ты ломаешься? Подумаешь, какое интеллигентское поведение. Вы случайно не из института благородных девиц? Если ты человек сознательный, то сначала удовлетвори мою потребность, а потом спи, сколько тебе влезет». С такими словами в романе «Как закалялась сталь» вчерашний гимназист Женька Развалихин пристаёт к завженотделом комсомола Лиде Полевых. Но получает, правда, по щекам. Председатель пионерского суда в рассказе Пантелеймона Романова «Суд над пионером» заявляет: «Любовью пусть занимаются и стихи пишут нэпманские сынки, а с нас довольно и здоровой потребности, для удовлетворения которой мы не пойдём к проституткам потому, что у нас есть товарищи. Лучше хулиганом быть, чем любовь разводить».
Тогдашними борцами за «половое опрощение» было создано общество «Долой стыд». Его активисты разгуливали по советским городам полностью обнажёнными, когда, конечно, позволяла погода. Мой папа рассказывал, что невольным свидетелем шествия «Долой стыд» стал мой дедушка – царский морской офицер и красный командир – Георгий Сильвестрович Жвания, когда вернулся в Петроград с фронта. Не зная ничего об обществе «Долой стыд», он решил, что в ближайшей бане случилась авария. «Стыдливость в отношениях между полами – это следствие искажения всего нормального и здорового. Прежде всего, нужно освободить людей от одежды. Сначала нужно приучить людей ходить в одних трусах, а потом и вообще без ничего», — указывали «бесстыжие» теоретики. В наше время, как я понимаю, их заветы проводятся в жизнь нудистами (или натуристами).
В молодой Советской России получили распространение две теории сексуальной революции. Первая – теория «стакана воды»: любви нет; есть физиологическая потребность, которая должна находить удовлетворение без всяких условностей – так же легко и просто, как утоление жажды. Вторая – теория «крылатого Эроса». Она отрицала исключительность любви и осуждала выделение пары из коллектива. «Всё для любимого человека!» – это лозунг индивидуалистической буржуазной морали, утверждали сторонники теории «крылатого Эроса», а разработчиком её была Александра Коллонтай.
В 20-е годы в СССР вышло огромное количество работ по сексуальной тематике. Особой оригинальностью отличался подход профессора Арона Залкинда. Уже тогда – в 20-е годы – он уловил тенденцию к стиранию различий между полами. Он настаивал на необходимости уничтожения «классово-бесплодной красоты», «женственности», «грубо-мускулистой и усатой мужественности». «Так называемая “красота”, так называемая “сила” эксплуататорского периода истории человечества неминуемо будут стёрты в порошок телесными комбинациями наилучшего революционного приспособления». «Половая жизнь как неотъемлемая часть боевого арсенала пролетариата – вот единственно возможная сейчас точка зрения рабочего класса на половой вопрос. Всё социальное и биологическое имущество революционного пролетариата является сейчас его боевым арсеналом», — доказывал красный профессор Залкинд, высмеянный интеллигенцией в 90-е годы. Залкинд, в отличие от идеологов свободной любви, был против частой смены партнёров, утверждая, что половая неразборчивость граждан может обернуться вырождением нации.
Большевистские лидеры были против «перегибов» в «половом вопросе». Ленин в одной из бесед с Кларой Цеткин заметил, что теория «стакана воды» — «совершенно не марксистская» и сверх того – противообщественная, ибо «питьё воды – дело индивидуальное, в любви же участвуют двое, и возникает третья, новая жизнь».
Новые формы быта
«Революция сделала героическую попытку разрушить так называемый “семейный очаг”, т. е. то архаическое, затхлое и косное учреждение, в котором женщина трудящихся классов отбывает каторжные работы с детских лет и до смерти. Место семьи, как замкнутого мелкого предприятия, должна была, по замыслу, занять законченная система общественного ухода и обслуживания: родильные дома, ясли, детские сады, школы, общественные столовые, общественные прачечные, амбулатории, больницы, санатории, спортивные организации, кино, театры и проч. Полное поглощение хозяйственных функций семьи учреждениями социалистического общества, связывающего солидарностью и взаимной заботой все поколения, должно было принести женщине, и тем самым – любящей чете, действительное освобождение от тысячелетних оков», – писал Лев Троцкий.
Заметить «семейный очаг», косный и затхлый, большевики решили коллективными формами быта. Ещё Жюль Гед рискнул предположить: «Что такое нынешние отели, пансионы, клубы и пр., благодаря которым для богатых классов свобода всё больше и больше заменяет обязательный at home бедняков, если не зародыш – очень несовершенный – нового, по самой сущности своей освободительного режима, к которому мы стремимся?»
«Свобода и достоинство половых отношений, очищенных от их экономической и меркантильной стороны; равное умственное и мускульное развитие ребёнка, всех детей, и потребление столь же широкое, сколь и независимое, все эти desiderata (чаяния – ред. «Н. С.») будут осуществлены для всех, мужчин и женщин, великой человеческой семьёй, которая создаст общество, умиротворённое общностью имуществ и труда, между тем как они недостижимы для малого общества, каким является индивидуальная семья, семья-тюрьма, — и тюрьма одиночная…», – проповедовал Гед.
Большевики, придя к власти, стали создавать дома-коммуны. Или – «пролетарские фаланстеры». Правда, фаланстеры в России создавали задолго до Октября. Так, в 1863-м в Петербурге существовала созданная студентами-разночинцами Знаменская коммуна. «Главным пугалом родителей и наставников в палибинском околотке была какая-то мифическая коммуна, которая, по слухам, завелась где-то в Петербурге. В неё, так, по крайней мере, уверяли – вербовали всех молодых девушек, желающих покинуть родительский дом. Молодые люди жили в ней при полнейшем коммунизме. Прислуги в ней не полагалось, и благороднейшие девицы-дворянки собственноручно мыли полы и чистили самовары», – вспоминала Софья Ковалевская.
В черновом наброске проекта «О реквизировании квартир богатых для облегчения нужд бедных» Ленин написал, что Советская власть не видит необходимости в том, чтобы каждый человек обладал отдельным жильём, даже в виде комнаты. В октябре 1920 года III съезд РКСМ предложил «в целях рационального улучшения положения подростков-одиночек и вообще рабочей молодёжи в жилищном отношении» провести «государственное декретирование домов-коммун рабочей молодёжи». Вопрос был решён положительно. В сентябре 1921 года IV съезд РКСМ отметил, что дома-коммуны – хорошее средство для социалистического воспитания молодёжи, так как они освобождают её «из-под разлагающего влияния улицы, мелкобуржуазных настроений семьи, тяжёлых материальных условий домашнего существования». В 1923-м в коммунах проживало более 40% рабочей молодёжи Москвы. Не отставали и регионы. 2 марта 1924 года газета «Северный комсомолец» доказывала: «Молодёжь скорее, чем кто-либо, должна и может покончить с традициями отмирающего общества… Пролетарский коллективизм молодёжи может привиться только тогда, когда труд и жизнь молодёжи будут коллективными. Лучшим проводником такого коллективизма могут явиться общежития-коммуны рабочей молодёжи. Общая коммунальная столовая, общность условий жизни – вот то, что необходимо прежде всего для воспитания нового человека».
Общий быт должен был нанести удар и по патриархальной семье. Так, комсомолец завода «Серп и молот» в 1926-м писал в журнал «Смена»: «Половой вопрос просто разрешить в коммунах молодёжи. Мы живём с нашими девушками гораздо лучше, чем идеальные братья и сёстры. О женитьбе мы не думаем, потому что слишком заняты, и, к тому же, совместная жизнь с нашими девушками ослабляет наши половые желания. Мы не чувствуем половых различий. В коммуне девушка, вступающая в половую связь, не отвлекается от общественной жизни. Если вы не хотите жить, как ваши отцы, если хотите найти удовлетворительное решение вопроса о взаимоотношении полов, стройте коммуну рабочей молодёжи». Похожие заявления делали девушки из коммуны «Ленинский закал» в Иваново-Вознесенске. Патронировала это движение Надежда Крупская, жена Ильича, которая полагала, что коммуны – «это организация на почве обобщения быта новых общественных отношений, новых взаимоотношений между членами коммуны, новых, товарищеских отношений между мужчиной и женщиной».
В конце 20-х годов большевики пришли к мысли, что новые формы быта невозможно развивать в старых архитектурных пространствах, то есть в квартирах обычной планировки. Ещё в 1926-м перед участниками всесоюзного архитектурного конкурса была поставлена задача: «Проникнуться новыми запросами к жилищу и возможно скорее дать проект такого дома с общественным хозяйством, который превратил бы так называемый семейный очаг из тесной, скучной, а подчас и тяжёлой колеи для женщины, в место приятного отдыха. Новая жизнь требует новых форм». Архитекторы-конструктивисты откликнулись тотчас. Архитектор Николай Кузьмин планировал сделать в доме-коммуне общие спальни на шесть человек. Супружеские пары, по мысли архитектора, должны были бы по расписанию уединяться в «двуспальне» или «кабине для ночлега». Проект Кузьмина пытались реализовать на стройке Сталинградского тракторного завода. В Ленинграде дома-коммуны строили в районе Кондратьевского проспекта.
Половая свобода в Советской республике сочеталась с нетерпимым отношением к проституции, которая оценивалась как побочный продукт патриархата. Проституток отправляли в специальные учреждения и лечили с помощью «трудотерапии». «Пока мы будем иметь нетрудовое женское население, существующее на средства мужа или отца, до тех пор будет существовать купля и продажа женских ласк. Поэтому введение во всей Советской республике в самом срочном порядке трудовых книжек – один из вернейших способов борьбы с проституцией профессионального типа», — писала ещё в 1920-м Александра Коллонтай в статье «Трудовая республика и проституция». Судя по воспоминаниям Клары Цеткин, Ленин тоже предлагал «возвратить проститутку к производительному труду, найти ей место в общественном хозяйстве».
Термидор
Официально коммуны существовали до 1934 года, а точнее до XVII съезда ВКП(б), охарактеризовавшего движение по их созданию как «уравнительно-мальчишеские упражнения “левых головотяпов”». «Упражнения» коммунаров действительно похожи на ребячество. Однако нельзя не отдать должное тем людям, которые искренне хотели вырваться из старого быта и стать новыми людьми. В этом порыве заключалась поэзия и молодой задор революции. Так или иначе, в 30-е годы сексуальные эксперименты закончились. Но не только и не столько по воле Иосифа Сталина, возродившего, как подчёркивает его оппонент Лев Троцкий, «культ семьи». Все эти теории сексуальной революции, будь то «стакана воды» или «крылатого Эроса», не учитывали того, что декретом нельзя людям запретить ревновать, желать побыть наедине с любимым человеком и хотеть обладать только им, а не получать в партнёры того, на кого укажет «безликий и могущественный товарищ Коллектив». Может быть, это – мещанские желания. Но они укоренились в человеческой природе за то время, что человек вышел из первобытной дикости.
Зато само рабочее государство в 30-е годы было насыщено эротическим содержанием. Парады физкультурников, культ спорта, развитие парашютизма и авиации, фаллическая архитектура, массовый трудовой энтузиазм – всё это проявления его эротизма.
Совсем другое дело – «эпоха застоя». Брежневский режим напоминал старого импотента: «дряхлые «верхи», пьяные «низы», беззубая интеллигенция, которая на кухнях прокуривала своё здоровье. В годы застоя твёрдым было лишь одно правило: говорить одно, а делать – другое. И многие советские граждане, изнывая от застойной скуки, реализовывали свои фантазии в сексе. Серьёзные исследователи отмечают, что советские люди никогда так много и изощрённо не занимались сексом, как в брежневские годы.
Тем временем – в 60-е и 70-е годы ХХ века – сексуальная революция будоражила Запад. Одним из лозунгов парижского Красного мая было изречение фрейдомарксиста Вильгельма Райха: «Сексуальная революция – это часть революции политической». Воодушевлял бунтарей и опыт молодой Советской России. Тогдашняя западная молодёжь протестовала против превращения любви и сексуальности в товар. Но она добилась в итоге прямо противоположного результата.
Комментариев нет:
Отправить комментарий