суббота, 31 августа 2013 г.

უილიამ ბლეიკი



Многие современники считали его сумасшедшим. При этом, правда, добавляли эпитет – гениальный. Своим поведением, своими взглядами, наконец, своим творчеством Блейк никак не вписывался как в обыкновенную людскую среду, так и в художественно-артистическую. Да он и не стремился к этому, весь поглощенный странными, причудливыми видениями. Еще в детстве ему приходилось видеть ангелов, сидящих на деревьях, и даже самого Бога.

АД И РАЙ УИЛЬЯМА БЛЕЙКА

                                         Я слышу зов, неслышный вам,
                                            Гласящий: В путь иди! –
                                            Я вижу перст, невидный вам,
                                            Горящий впереди
                                                У.Блейк (пер. С. Маршака)


     Говорят, что Блейк пел свои стихи. Записи мелодий не сохранились, но его современник Джон Томас Смит, завсегдатай гостиной миссис Метьюз, где собирались либеральные лондонские круги, упоминал, что они были «странно прекрасны».
   «Человек без маски», одержимый идеей открытия новых истин о человеческой душе, Поэт и Художник, который пытался раскрыть Бессмертные Глаза Человека в Мир Мыслей, был в жизни скромным гравёром, который долгие годы перебивался ремесленной работой, исполняя редкие заказы по гравировке чужих рисунков. Блейк родился в простой семье мелкого торговца в 1757 году и получил элементарное образование. К двенадцати годам он уже прилично рисовал и был автором замечательных стихотворений. Чтобы определить его в мастерскую к настоящему художнику у семьи не было средств, и его отдали в подмастерья к гравёру. Готика, гравюры Дюрера, творения Микеланджело определили основу оригинального стиля Блейка. Уильям Блейк хорошо знал латинскую и итальянскую поэзию – Вергилия и Овидия. Уже во взрослом возрасте он выучил греческий и древнееврейский, чтобы читать в оригинале Библию. Поступить в школу живописи при Королевской Академии Художеств Блейку не удалось: он был слишком упрям и не желал соблюдать классические требования к рисунку. Правда, в 1870 году Блейк выставил небольшие картины, написанные в историческом жанре в Королевской Академии, но без особого успеха. 
   Своим современникам Блейк казался полубезумным дилетантом. И действительно, его графике присущи черты наивного искусства, натуралистическая прорисовка деталей часто никак не увязана с целым, ошибки в модуляции человеческого тела. И тем не менее энергия изображений, странность и фантасмагоричность композиций, иллюстрировавших мистические поэмы Блейка, не дают покоя воображению его потомков.
   Видения, которые посещали поэта с семилетнего возраста, - спутники загадочной и странной жизни этого человека. Присутствие фигуры некоего Инструктора не менее таинственно (у Блейка есть карандашный рисунок, который он означил как «портрет человека, который инструктировал Мистера Блейка в Живописи и его мечтах»). Погружённость Блейка в персональный эзотерический мир создала ему славу безумца. Его называли «живописцем призраков, ясновидцем и визионером». (В качестве курьёза: в галерее Тейт в Лондоне хранится рисунок «Призрак блохи»). Бытовала даже легенда, что он провёл 30 лет в сумасшедшем доме. Но Блейк не был сумасшедшим, а «всегда ходил по краю безумия. Во всей его жизни был лишь один смысл: он отдавал предпочтение видениям своего поэтического гения, а не реальности внешнего мира». (Батай Ж. Литература и зло. М.,1994,с.61) 
   Уильям Блейк создал собственную мифологию, смешивая библейские и им самим придуманные персонажи. Четверо могущественных созидателей, четыре Зоа, - в центре этой мифологии. Юрайзен (от англ. «Your reason», ваш разум) – воплощение бездушного разума, творец материального мира, тиран и враг духовной свободы. Юрайзену подвластны зрение и архитектура, его стихия – Воздух, а его мир – мрачный Ульро на севере. Лува (от англ. «Love», любовь) - божество страсти, он правит на востоке, ему подчиняются Огонь, музыка и обоняние. «Его ноздри дышат жгучим пламенем, завитки его волос, как лес, полный диких зверей, где сверкает бешеный львиный глаз, где разносится вой волка и льва, где орёл прячет орлёнка на скалистом уступе над пропастью. Его открытая грудь – как звёздное небо…». Лос (анаграмма лат. «Sol» солнце или от англ. «Soul» душа) – воплощение творческого воображения и символ Поэзии. Его стихия – Земля Рая, его мир – Вечность, его чувствительный орган – ухо. Тхармас, властвующий на Западе – воплощение физического тела, ему подвластны чувство вкуса, живопись и процесс рождения, его элемент – Вода. У этих богов есть эманации, как, например, Энитхарма, близнец Лоса, его жена и символ Красоты. 
   Добро и зло, по Блейку, не исключают друг друга, а дополняют: «Влечение и отвращение, мысль и действие, любовь и ненависть необходимы для бытия человека». Поэтому в поэме «Бракосочетание Рая и Ада» Блейк выступает как апологет ада и защитник зла, ибо зло – это энергия, а «в энергии – вечное наслаждение». Подобное смещение в трактовке привычных категорий добра и зла вызвало неоднозначные оценки творчества Блейка: «Его огромные стихотворения, где живут несуществующие призраки, не заполняют разум, а опустошают и разочаровывают его». (Батай Ж. Ук.соч.,с.65). Толкование мифологической эпопеи Блейка дало обширный материал для юнгианских психоаналитиков (У.П. Уиткат и др.), но оказалось, что смысл отнюдь не всех блейковских образов лежит на поверхности. 
   Судьба с самого начала не баловала Блейка. Никто не хотел издавать его поэмы. Тогда он начал сам гравировать и печатать свои книги. Излюбленными цветами его офортов, которые он раскрашивал от руки, были жёлто-коричневый, синий и зелёный. Иногда он дополнял технику «печатных рисунков» приёмом монотипии, употребляя смесь непрозрачных красок с клеем и лаком. Тексты Уильям гравировал одновременно с рисунком. Надо ли говорить, что тиражи произведений Блейка были минимальны (его последняя поэма известна лишь в единственном экземпляре), а сохранившиеся самодельные книги Уильяма Блейка стоят теперь баснословные деньги.
   Опорой Блейка была его жена Кэтрин Баучер, дочь простого садовника, которую Блейк научил читать, писать и помогать ему в искусстве гравюры. В течение 45 лет эта женщина, чей облик читается в удлиненных лицах блейковских женских изображений, помогала поэту выполнять его сверхъестественную Миссию, в которую он свято верил и заражал этой верой окружающих. 
   Но политические и моральные принципы Блейка не могли не шокировать. В 1803- 1804 годах Блейк подвергся судебному разбирательству по обвинению в «мятежных словах и действиях» по отношению к государству, но дело было прекращено за отсутствием веских улик. «Он носил красный колпак в тот момент, когда французские якобинцы считались заклятыми врагами Лондона. Он был апологетом свободной любви и, по слухам, хотел, чтобы жена согласилась жить вместе с любовницей», как писал Жорж Батай. Блейк считал, что любовь должна быть свободной и радостной, а сознание собственной греховности губительно для человека:

                  Всю жизнь любовью пламенной сгорая,
                  Мечтал я в ад попасть, чтоб отдохнуть от рая.
                                                 У.Блейк   (пер. С. Я. Маршака)

    Блейк создал мир, полный баталий властвующих и бунтующих богов и изобилующий нежными девами, спускающимися из долины Гара - царства непорочной любви, в поисках земного воплощения. Но его собственное земное существование было миром непризнанного гения, проводящего дни в бедности. Запись в альбоме для набросков гласит: «Вторник января 20, 1807, от двух до семи вечера. Отчаяние». Однако Блейк не знал творческого застоя, в своих «Пророческих книгах» (1789-1820) он продолжал открывать и записывать новые истины о человеческой душе.
   После 1808 года Академия окончательно отвергла Блейка. Тогда он организовал персональную выставку на квартире своего брата. Но никто не пришёл посмотреть на его «фрески», так называл он свои картины, написанные на гипсовом грунте. Всю жизнь Блейк мечтал о монументальном искусстве и настоящих фресках на огромных стенах, которые должны были обладать «такими же чистыми и вечными красками как драгоценные камни».
    Годы после неудавшейся выставки – годы нищеты и забвения. «Я знаю, что тот, кто работает и здоров, не умрёт с голоду, я смеюсь над фортуной и продолжаю идти своей дорогой. Всё же я думаю, что… когда настанет время, она заглянет ко мне. Пока же я буду терпеливо ждать…», - писал Блейк своему другу Камберленду. Но фортуна так и не заглянула к Поэту:

                     Есть у меня богатство дум,
                     Восторги духа, здравый ум,
                     Жена любимая со мною,
                     Но беден я казной земною…
                                                 
У.Блейк (пер.С.Маршака)

Блейк вынужден был распродать свою коллекцию гравюр, которую собирал всю жизнь. Но творчество этого человека никогда не страдало от земных лишений. Именно в этот период художник создал серию гравюр на дереве к «Пасторалям» Вергилия (1821), которые считаются шедеврами мировой ксилографии.
    Когда ему было 67 лет, он выучил итальянский, чтобы прочитать «Божественную комедию» в подлиннике. За три года (с 1824 по 1827) Блейк создал около 100 акварелей на сюжеты Данте, но успел награвировать лишь 7 из них, незадолго до смерти сделав пробные отпечатки.
   Уильям Блейк умер нищим, его похоронили в общей могиле за казённый счёт. От забвения его спас Данте Габриэль Россетти, который в 1847 году купил тетрадь рисунков Блейка за десять шиллингов («Манускрипт Россетти»). Расплывчатая символика и с трудом поддающиеся расшифровке сложные аллегории нашли свою аудиторию, его объявили предтечей символизма. Прерафаэлиты издали первую его биографию и часть произведений. 
   Как и другие невостребованные гении, Блейк стоял вне искусства своего времени. Впрочем, не это ли самое обстоятельство, всегда сопутствующее настоящему Художнику, позволяет

               В одном мгновенье видеть вечность,
               Огромный мир – в зерне песка, 
               В единой горсти – бесконечность,
               И небо в чашечке цветка?!
                                             
У.Блейк (Пер. С.Маршака)


Иллюстрации

1. Двери Смерти. «Врата Рая» (1793). Дверь смерти сделана из золота, которое Бессмертные Глаза не могут видеть.
2. Иерусалим.(1804-1820). Блейк различал две структуры, представляющих время. Первая - райское время свободы, гармонии и мира, вторая – время механистической индустриальной революции в виде змеиного цикла, который состоит из 27 неизменных ошибок земного существования.
3. Иерусалим. Альбион, символ падшего человечества, впадает в смертельный сон на границе между пальмой духовности и дубом материальности. Иерусалим – женская эманация Альбиона лежит, бесчувственная, посреди «моря времени и пространства», а над ней простёрлась сатанинская тень. Крылатая красная кровяная корпускула – символ Времени-Пространства, которое творит Божественный Дух-Солнце.
4. Юрайзен. «Книга Юрайзена» (1794). Юрайзен в Вечности был близнецом Лоса, после разделения с которым стал инкарнацией разрушительной воли исатурнианского разума.  

5. Лестница Иакова.(1800). Лестница явилась Иакову во сне: «вот лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот Ангелы Божии восходят и нисходят по ней» (Бытие 28,12). По Блейку, лестница Иакова - бесконечно закручивающаяся спираль, восходящяя к Небесному Раю.


Опубликовано: "Art&Times" №6, 2004

Комментариев нет:

Отправить комментарий