пятница, 23 августа 2013 г.

"ენეიდა".მოკლე შინაარსი



 

 

Вергилий

Энеида

Краткое содержание поэмы.
Читается за 10–15 мин.
Оригинал — за 7−8 ч.
Когда на земле начинался век героев, то боги очень часто сходили к смертным женщинам, чтобы от них рождались богатыри. Другое дело — богини: они лишь очень редко сходили к смертным мужам, чтобы рождать от них сыновей. Так от богини Фетиды был рождён герой «Илиады» — Ахилл; так от богини Афродиты был рождён герой «Энеиды» — Эней.
Поэма начинается в самой середине пути Энея. Он плывёт на запад, между Сицилией и северным берегом Африки — там, где как раз сейчас финикийские выходцы строят город Карфаген. Здесь-то и налетает на него страшная буря, насланная Юноной: по ее просьбе бог Эол выпустил на волю все подвластные ему ветры. «Тучи внезапные небо и свет похищают у взгляда, / Мрак на волны налёг, гром грянул, молнии блещут, / Неизбежимая смерть отвсюду предстала троянцам. / Стонут канаты, и вслед летят корабельщиков крики. / Холод Энея сковал, вздевает он руки к светилам: / «Трижды, четырежды тот блажен, кто под стенами Трои / Перед очами отцов в бою повстречался со смертью!..»
Энея спасает Нептун, который разгоняет ветры, разглаживает волны. Проясняется солнце, и последние семь кораблей Энея из последних сил подгребают к незнакомому берегу.
Это Африка, здесь правит молодая царица Дидона. Злой брат изгнал ее из далёкой Финикии, и теперь она с товарищами по бегству строит на новом месте город Карфаген. «Счастливы те, для кого встают уже крепкие стены!» — восклицает Эней и дивится возводимому храму Юноны, расписанному картинами Троянской войны: молва о ней долетела уже и до Африки. Дидона приветливо принимает Энея и его спутников — таких же беглецов, как она сама. В честь их справляется пир, и на этом пиру Эней ведёт свой знаменитый рассказ о падении Трои.
Греки за десять лет не смогли взять Трою силой и решили взять ее хитростью. С помощью Афины-Минервы они выстроили огромного деревянного коня, в полом чреве его скрыли лучших своих героев, а сами покинули лагерь и всем флотом скрылись за ближним островом. Был пущен слух: это боги перестали помогать им, и они отплыли на родину, поставив этого коня в дар Минерве — огромного, чтобы троянцы не ввезли его в ворота, потому что если конь будет у них, то они сами пойдут войною на Грецию и одержат победу. Троянцы ликуют, ломают стену, ввозят коня через пролом. Провидец Лаокоон заклинает их не делать этого — «бойтесь врагов, и дары приносящих!» — но из моря выплывают две исполинские Нептуновы змеи, набрасываются на Лаокоона и двух его юных сыновей, душат кольцами, язвят ядом: после этого сомнений не остаётся ни у кого, Конь в городе, на усталых от праздника троянцев опускается ночь, греческие вожди выскальзывают из деревянного чудовища, греческие войска неслышно подплывают из-за острова — враг в городе.
Эней спал; во сне ему является Гектор: «Троя погибла, беги, ищи за морем новое место!» Эней взбегает на крышу дома — город пылает со всех концов, пламя взлетает к небу и отражается в море, крики и стоны со всех сторон. Он скликает друзей для последнего боя: «Для побеждённых спасенье одно — не мечтать о спасенье!» Они бьются на узких улицах, на их глазах волокут в плен вещую царевну Кассандру, на их глазах погибает старый царь Приам — «отсечена от плеч голова, и без имени — тело». Он ищет смерти, но ему является мать-Венера: «Троя обречена, спасай отца и сына!» Отец Энея — дряхлый Анхис, сын — мальчик Асканий-Юл; с бессильным старцем на плечах, ведя бессильного ребёнка за руку, Эней покидает рушащийся город. С уцелевшими троянцами он скрывается на лесистой горе, в дальнем заливе строит корабли и покидает родину. Нужно плыть, но куда?
Начинаются шесть лет скитаний. Один берег не принимает их, на другом бушует чума. На морских перепутьях свирепствуют чудовища старых мифов — Скилла с Харибдой, хищные гарпии, одноглазые киклопы. На суше — скорбные встречи: вот сочащийся кровью кустарник на могиле троянского царевича, вот вдова великого Гектора, исстрадавшаяся в плену, вот лучший троянский пророк томится на дальней чужбине, вот отставший воин самого Одиссея — брошенный своими, он прибивается к бывшим врагам. Один оракул шлёт Энея на Крит, другой в Италию, третий грозит голодом: «Будете грызть собственные столы!» — четвёртый велит сойти в царство мёртвых и там узнать о будущем. На последней стоянке, в Сицилии, умирает дряхлый Анхис; дальше — буря, карфагенский берег, и рассказу Энея конец.
За делами людей следят боги. Юнона и Венера не любят друг друга, но здесь они подают друг другу руки: Венера не хочет для сына дальнейших испытаний, Юнона не хочет, чтобы в Италии возвысился Рим, грозящий ее Карфагену, — пусть Эней останется в Африке! Начинается любовь Дидоны и Энея, двух изгнанников, самая человечная во всей античной поэзии. Они соединяются в грозу, во время охоты, в горной пещере: молнии им вместо факелов, и стоны горных нимф вместо брачной песни. Это не к добру, потому что Энею писана иная судьба, и за этой судьбою следит Юпитер. Он посылает во сне к Энею Меркурия: «Не смей медлить, тебя ждёт Италия, а потомков твоих ждёт Рим!» Эней мучительно страдает. «Боги велят — не своей тебя покидаю я волей!..» — говорит он Дидоне, но для любящей женщины это — пустые слова. Она молит: «Останься!»; потом: «Помедли!»; потом: «Побойся! если будет Рим и будет Карфаген, то будет и страшная война меж твоими и моими потомками!» Тщетно. Она видит с дворцовой башни дальние паруса Энеевых кораблей, складывает во дворце погребальный костёр и, взойдя на него, бросается на меч.
Ради неведомого будущего Эней покинул Трою, покинул Карфаген, но это ещё не все. Его товарищи устали от скитаний; в Сицилии, пока Эней справляет поминальные игры на могиле Анхиса, их жены зажигают Энеевы корабли, чтобы остаться здесь и никуда не плыть. Четыре корабля погибают, уставшие остаются, на трёх последних Эней достигает Италии.
Здесь, близ подножья Везувия, — вход в царство мёртвых, здесь ждёт Энея дряхлая пророчица Сивилла. С волшебной золотою ветвью в руках сходит Эней под землю: как Одиссей спрашивал тень Тиресия о своём будущем, так Эней хочет спросить тень своего отца Анхиса о будущем своих потомков. Он переплывает Аидову реку Стикс, из-за которой людям нет возврата. Он видит напоминание о Трое — тень друга, изувеченного греками. Он видит напоминание о Карфагене — тень Дидоны с раной в груди; он заговаривает: «Против воли я твой, царица, берег покинул!..» — но она молчит. Слева от него — Тартар, там мучатся грешники: богоборцы, отцеубийцы, клятвопреступники, изменники. Справа от него — поля Блаженных, там ждёт его отец Анхис. В середине — река забвенья Лета, и над нею вихрем кружатся души, которым суждено в ней очиститься и явиться на свет. Среди этих-то душ Анхис указывает сыну на героев будущего Рима: и Ромула, основателя города, и Августа, его возродителя, и законодателей, и тираноборцев, и всех, кто утвердит власть Рима над всем миром. Каждому народу — свой дар и долг: грекам — мысль и красота, римлянам — справедливость и порядок: «Одушевлённую медь пусть выкуют лучше другие, / Верю; пусть изведут живые из мрамора лики, / Будут в судах говорить прекрасней, движения неба / Циркулем определят, назовут восходящие звезды; / Твой же, римлянин, долг — полновластно народами править! / Вот искусства твои: предписывать миру законы, / Ниспроверженных щадить и ниспровергать непокорных».
Это — дальнее будущее, но на пути к нему — близкое будущее, и оно нелёгкое. «Страдал ты на море — будешь страдать и на суше, — говорит Энею Сивилла, — ждёт тебя новая война, новый Ахилл и новый брак — с чужеземкой; ты же, беде вопреки, не сдавайся и шествуй смелее!» Начинается вторая половина поэмы, за «Одиссеей» — «Илиада».
В дне пути от Сивиллиных Аидовых мест — середина италийского берега, устье Тибра, область Лаций. Здесь живёт старый мудрый царь Латин со своим народом — латинами; рядом — племя рутулов с молодым богатырём Турном, потомком греческих царей. Сюда приплывает Эней; высадившись, усталые путники ужинают, выложив овощи на плоские лепёшки. Съели овощи, съели лепёшки. «Вот и столов не осталось!» — шутит Юл, сын Энея. «Мы у цели! — восклицает Эней. — Сбылось пророчество: „будете грызть собственные столы“. Мы не знали, куда плывём, — теперь знаем, куда приплыли». И он посылает послов к царю Латину просить мира, союза и руки его дочери Лавинии. Латин рад: лесные боги давно вещали ему, что дочь его выйдет за чужестранца и потомство их покорит весь мир. Но богиня Юнона в ярости — враг ее, троянец, одержал верх над ее силой и вот-вот воздвигнет новую Трою: «Будь же война, будь общая кровь меж тестем и зятем! Если небесных богов не склоню — преисподних воздвигну!»
В Лации есть храм; когда мир — двери его заперты, когда война — раскрыты; толчком собственной руки распахивает Юнона железные двери войны. На охоте троянские охотники по ошибке затравили ручного царского оленя, теперь они латинам не гости, а враги. Царь Латин в отчаянии слагает власть; молодой Турн, сам сватавшийся к царевне Лавинии, а теперь отвергнутый, собирает могучую рать против пришельцев: тут и исполин Мезенций, и неуязвимый Мессап, и амазонка Камилла. Эней тоже ищет союзников: он плывёт по Тибру туда, где на месте будущего Рима живёт царь Евандр, вождь греческих поселенцев из Аркадии. На будущем форуме пасётся скот, на будущем Капитолии растёт терновник, в бедной хижине царь угощает гостя и даёт ему в помощь четыреста бойцов во главе со своим сыном, юным Паллантом. А тем временем мать Энея, Венера, сходит в кузницу своего мужа Вулкана, чтобы тот сковал ее сыну божественно прочные доспехи, как когда-то Ахиллу. На щите Ахилла был изображён весь мир, на щите Энея — весь Рим: волчица с Ромулом и Ремом, похищение сабинянок, победа над галлами, преступный Катилина, доблестный Катон и, наконец, торжество Августа над Антонием и Клеопатрой, живо памятное читателям Вергилия. «Рад Эней на щите картинам, не зная событий, и поднимает плечом и славу, и судьбу потомков».
Но пока Эней вдалеке, Турн с италийским войском подступает к его стану: «Как пала древняя Троя, так пусть падёт и новая: за Энея — его судьба, а за меня — моя судьба!» Два друга-троянца, храбрецы и красавцы Нис и Евриал, идут на ночную вылазку сквозь вражеский стан, чтобы добраться до Энея и призвать его на помощь. В безлунном мраке бесшумными ударами пролагают они себе путь среди спящих врагов и выходят на дорогу — но здесь на рассвете застигает их неприятельский разъезд. Евриал попадает в плен, Нис — один против трёхсот — бросается ему на выручку, но гибнет, головы обоих вздеты на пики, и разъярённые италийцы идут на приступ. Турн поджигает троянские укрепления, врывается в брешь, крушит врагов десятками, Юнона вдыхает в него силу, и только воля Юпитера кладёт предел его успехам. Боги взволнованы, Венера и Юнона винят друг друга в новой войне и заступаются за своих любимцев, но Юпитер мановением их останавливает: если война начата, «...пусть каждому выпадет доля / Битвенных бед и удач: для всех одинаков Юпитер. / Рок дорогу найдёт».
Тем временем наконец-то возвращаются Эней с Паллантом и его отрядом; юный Асканий-Юл, сын Энея, бросается из лагеря на вылазку ему навстречу; войска соединяются, закипает общий бой, грудь в грудь, нога к ноге, как когда-то под Троей. Пылкий Паллант рвётся вперёд, совершает подвиг за подвигом, сходится, наконец, с непобедимым Турном — и падает от его копья. Турн срывает с него пояс и перевязь, а тело в доспехах благородно позволяет соратникам вынести из боя. Эней бросается мстить, но Юнона спасает от него Турна; Эней сходится с лютым Мезенцием, ранит его, юный сын Мезенция Лавс заслоняет собою отца, — гибнут оба, и умирающий Мезенций просит похоронить их вместе. День кончается, два войска хоронят и оплакивают своих павших. Но война продолжается, и по-прежнему первыми гибнут самые юные и цветущие: после Ниса и Евриала, после Палланта и Лавса приходит черёд амазонки Камиллы. Выросшая в лесах, посвятившая себя охотнице Диане, с луком и секирою бьётся она против наступающих троянцев и погибает, сражённая дротом.
Видя гибель своих бойцов, слыша скорбные рыдания старого Латина и юной Лавинии, чувствуя наступающий рок, Турн шлёт гонца к Энею: «Отведи войска, и мы решим наш спор поединком». Если победит Турн — троянцы уходят искать новую землю, если Эней — троянцы основывают здесь свой город и живут в союзе с латинами. Поставлены алтари, принесены жертвы, произнесены клятвы, два строя войск стоят по две стороны поля. И опять, как в «Илиаде», вдруг перемирие обрывается. В небе является знамение: орёл налетает на лебединую стаю, выхватывает из неё добычу, но белая стая обрушивается со всех сторон на орла, заставляет его бросить лебедя и обращает в бегство. «Это — наша победа над пришельцем!» — кричит латинский гадатель и мечет своё копье в троянский строй. Войска бросаются друг на друга, начинается общая схватка, и Эней и Турн тщетно ищут друг друга в сражающихся толпах.
А с небес на них смотрит, страдая, Юнона, тоже чувствуя наступающий рок. Она обращается к Юпитеру с последней просьбой:
«Будь что будет по воле судьбы и твоей, — но не дай троянцам навязать Италии своё имя, язык и нрав! Пусть Лаций останется Лацием и латины латинами! Троя погибла — позволь, чтоб и имя Трои погибло!» И Юпитер ей отвечает: «Да будет так». Из троянцев и латинов, из рутулов, этрусков и Евандровых аркадян явится новый народ и разнесёт свою славу по всему миру.
Эней и Турн нашли друг друга: «сшиблись, щит со щитом, и эфир наполняется громом». Юпитер стоит в небе и держит весы с жребиями двух героев на двух чашах. Турн ударяет мечом — меч ломается о щит, выкованный Вулканом. Эней ударяет копьём — копье пронзает Турну и щит и панцирь, он падает, раненный в бедро. Подняв руку, он говорит: «Ты победил; царевна — твоя; не прошу пощады для себя, но если есть в тебе сердце — пожалей меня для моего отца: и у тебя ведь был Анхис!» Эней останавливается с поднятым мечом — но тут взгляд его падает на пояс и перевязь Турна, которые тот снял с убитого Палланта, недолгого Энеева друга. «Нет, не уйдёшь! Паллант тебе мстит!» — восклицает Эней и пронзает сердце противника; «и объятое холодом смертным / Тело покинула жизнь и со стоном к теням отлетает».
Так кончается «Энеида».  Пересказал М. Л. Гаспаров



Эней

Эней (греч., рим.) – царь дарданов, сын Анхиса и Афродиты, родственник троянского царя Приама. Э. родился на горе Ида и воспитывался у горных нимф. Он вначале не принимал участия в обороне Трои и выступил на стороне троянцев только после того, как Ахилл напал на земли дарданов. Э. сражался с Ахиллом и Диомедом, но потерпел поражение и спасся только благодаря помощи Афродиты и Аполлона. Покровительствовал Э. и Посейдон, который спас раненого Э. от Ахилла, чтобы сохранить царский род Дар-дана. В ночь взятия Трои Э. пытался сражаться, но получил от богов приказ покинуть город. Он ушел с сыном Асканием (Юлом), женой Креусой, которая погибла вскоре после бегства из Трои, и вынес на плечах престарелого отца Анхиса. С остатками троянцев и священными изображениями троянских богов Э. отплыл на 20 кораблях на поиски нового места жительства. Во время путешествия он посетил Фракию, Македонию, Крит, Пелопоннес и Сицилию, где умер Анхис, а оттуда направился в Италию, но Гера послала страшную бурю, и корабли Э. были отброшены к Карфагену. Здесь в героя влюбилась царица Дидона – основательница Карфагена. Гера и Афродита пытались устроить брак Э. и Дидоны, но Зевс приказал герою покинуть Карфаген. Э. снова направился к берегам Сицилии, а затем прибыл в Кумы и с помощью кумской сивиллы спустился в подземное царство. Там тень Анхиса предсказала его судьбу и будущее его потомков. После этого Э. прибыл в Лаций, где его радушно принял царь Латин, давший герою землю для постройки города. Царь обещал Э. руку своей дочери Лавинии, которая уже была обручена с царем рутулов Турном. Обиженный Турн начал войну и погиб в поединке с Э. Женившись на Лавинии, Э. основал город, названный ее именем, и объединил местных жителей и троянцев в единый народ латинян. В конце жизни Э. был вознесен на небо и стал богом. Потомками его сына Аскания (Юла) считали себя представители рода Юлиев.



                    თვითონ კეისარი აცხადებდა რომ ისაა ტროელი ენეოსის შვილი ასკანის შთამომავალი. 

                მე-7 საუკუნეში უკვე მეროვინგმა მეფეებმა და მათმა მწერლებმა განაცხადეს რომ საფრანგეთის სამეფოს მესაძირკვლე ფრანკები წარმოშობით ტროელები, ტროელების მემკვიდრეები არიან. მეროვინგი მეფეების მტკიცებით ისინი არიან  ტროელი ჰექტორის შვილი ფრანკუსის თუ ფრანსიონის //Francus,
 Francion//  შთამომავლები.


      შუა საუკუნეების ლეგენდის თანახმად ბერძნების მიერ გადამწვარ-გადაბუგული ტროადან ბერძნებს გაასწრეს ფრანკუსმა და მისმა თანამგზავრებმა რომლებმაც გმირული ბრძოლებიის გადატანისა და ხანგრძლივი  ხეტიალის შემდეგ ჩააღწიეს გალიაში რომელსაც მათი ბელადი ფრანკუსის პატივსაცემად დაარქვეს საფრანგეთი.




 შუა საუკუნეების ლეგენდის თანახმად ტროელი ფრანსიონის თუ ფრანკუსის შორეული ნათესავი პარისი // რომელსაც ასე დაარქვეს ელენე მშვენიერის გამტაცებელი ტროელი პარისის პატივსაცემად// აგებს თავის დედაქალაქ პარიზს სენაზე და საფრანგეთი დაარსებულია.

             შუა საუკუნეების  ლეგენდების თანახმად ბერძნების მიერ გადაბუგული ტროადან  ლტოლვილმა ტროელებმა დააარსეს მრავალი ევროპული ქალაქი,მათ შორის ტულუზა,ლონდონი,ბერნი, კიოლნი...



 
     შუა საუკუნეების რაინდის მოდელი-ნიმუშია ტროელი ჰექტორი.

             ფრანკთა მეფეების დინასტიის დამფუძნებლად ითვლება ტროელი ჰექტორის შვილი ფრანკუსი და ამიტომ ჰექტორი იკავებს ადგილს ქრისტიანული სამყაროს 9  უდიდეს რაინდს შორის//ჟოზუე,დავითი,იუდა მაკაბეი,ჰექტორი,ალექსანდრე,იულიუს კეისარი,არტუსი,კარლოს დიდი, გოდფრუა დე ბუიონი//. 

           ტროელი ჰექტორი ასე ალექსანდრე დიდის და იულიუს კეისარის გვერდით განასახიერებს შუა საუკუნეების სამ ანტიკურ მოდელს.



ტრუსკების ისტორია კაცობრიობის დიდი საიდუმლოა. ჯერაც ველურ ევროპაში, რომელსაც აღმოსავლეთში ერებს – ბნელეთს უწოდებდნენ, სრულებით მოულოდნელად გამოჩნდა უკვე დიდად ცივილიზებული ხალხი, რომელმაც დააშრო ჭაობები, გაიყვანა გზები, ააშენა დაბები და ქალაქები, ამოიღო ლითონი და გამოსჭედა რკინა, რომლის მიერ დატოვებულ წიდას, საუკუნეების შემდეგ ტყვიების ჩამოსასხმელად და მტრების მოსაგერიებლად მუსოლინი იყენებდა. მათ დაარსეს რომი, რომის იმპერია და ბერძნებთან ერთად საფუძველი ჩაუყარეს ევროპულ ცივილიზაციას. ეტრუსკები იყვნენ შესანიშნავი მშენებლები, ოქრომჭედლები, მხატვრები, ინჟინრები, მეზღვაურები, მოგვები. ისინი შესანიშნავად იცნობდნენ სამყაროს. ძველი ხალხები მათ შიშით სცემდნენ პატივს.

ვარსკვლავთმრიცხველ და მოგვ ეტრუსკებს (სწორედ ასეთებმა ამოიცნეს ვარსკვლავში ქრისტე) სწამდათ, რომ არსებობისათვის გარკვეული დრო ჰქონდათ მიცემული, რომლის გასვლის შემდეგ, მათ არსებობას როგორც ერისას, ბოლო უნდა მოჰღებოდა. ისტორია ცხადჰყოფს, რომ ისინი დაკისრებული მისიის შესრულებას თითქოს ჩქარობდნენ და ფაქტია, რომ მათ ევროპული კულტურის და ცივილიზაციის განვითარებას უდიდესი იმპულსი მისცეს და გაჰქრნენ, მიწიერი ცხოვრების დასასრულის თარიღად განსაზღვრული დროის შემდეგ აღარსად სჩანან...

საოცარი ისაა, რომ ეტრუსკებისათვის გენოციდი არავის მოუწყვია. ისინი ეტრურია-ტოსკანადან - იტალიიდან არ გაუძევებიათ. იმ დროს, ამის გაკეთების ძალა არც არავის შესწევდა. შეიძლება ვიფიქროთ, რომ ევროპული კულტურის საფუძვლების ჩაყრის შემდეგ, ამ ცივილიზატორი ხალხის ელიტამ თავისი მისია შესრულებულად ჩათვალა და გარომაელდა, უკვე რომაული ლათინური კულტურის სამსახურში ჩადგა. თუმცა მათმა სახელმა საუკუნეებს გაუძლო. საინტერესოა, რომ აღორძინების ხანის ერთ-ერთი მესაძირკვლის, კოზიმო მედიჩის წოდება „დიდი ეტრუსკი ჰერცოგი“- Dux Magnus Hetruskus გახლდათ. მას ამ სახელით განადიდებს პიუს V-ის კარის ფრანგი ჰუმანისტი მარკ-ანტუან მიურეც.

აქვე აღსანიშნავია, რომ მეცენატობით გამოჩენილი მედიჩები, თავს ეტრუსკების შთამომავლებად და მემკვიდრეებად მიიჩნევდნენ და თუ გავიხსენებთ იმას, რომ კაცობრიობის ისტორიაში პირველი მეცენატი, მესენასი, რომლის სახელიდანაც თვით ეს ცნება მომდინარეობს, ეტრუსკი იყო, მაშინ დავინახავთ, რომ მედიჩები ეტრუსკთა ცივილიზატორულ მისიას გარკვეულად აგრძელებდნენ; მათ ხომ შესაძლებელი გახადეს ფლორენციის მხატვრულ-შემოქმედებითი გაბრწყინება.


 «ისინი, ვისაც კავკასიის მკვიდრთა შორის კავკასიელები, საკუთრივ კავკასიელები, ან უფრო ზუსტად პალეოკავკასიელები უნდა ვუწოდოთ, რომელთა ანსამბლი კონკრეტიზდება ლეკთა, ჩერქეზთა, ქართველთა და ვაინახთა ირგვლივ, ეთნოლოგში ღრმა პატივისცემას იწვევენ. ისინი ბასკებთან  და, შეიძლება, გამქრალ ეტრუსკებთან ერთად წარმოადგენენ ნაშთს ძველი და დიდი ეთნიკური ოჯახისა რომელიც ცხოვრობდა ევროპაში დიდი ინდოევროპული ოჯახის (ინდო-ირანელები, სომხები, ალბანელები, ბერძენ-ლათინები, კელტები, გერმანელები, სლავები, ბალტები) ევროპაში დამკვიდრებამდე.

არაა გასაკვირი რომ კავკასიელებში ეძებენ იმ ელემენტთა ნაშთებს,რომელთაც დასაშვები ანალოგიით უნდა შეედგინათ ევროპული ცივილიზაცია ინდოევროპელთა აყვავებამდე...(ანტროპოლოგიის სკოლის ეთნოლოგიის პროფესორი ჟორჟ მონტანდონ, წინასიტყვაობა ჰამბურგის მუზეუმის კონსერვატორი არტურ ბიჰანის წიგნისა «კავკასიური ცივილიზაცია», პარიზი, პაიო, 1936, გვ.7).


«ხიდი გადაჭიმული ევროპასა და აზიას შორის,და გზაჯვარედინი მრავალ ცივილიზაციათა შორის, საქართველო იყო სავალდებულო გზა აღმოსავლეთისაკენ თუ პირიქით მიმავალი ყველა თავდამსხმელისა და დამპყრობელისათვის ალექსანდრე დიდიდან თემურ ლენგამდე, ბიზანტიელებიდან თურქ-სელჩუკებამდე, სპარსელებიდან რუსებამდე თუ ინგლისელებამდე ( ხიდი, რომელზეც, როგორც ამბობდა მასარიკი ჩეხოსოვაკიის თაობაზე, «მეტისმეტად ბევრმა ხალხმა გაიარა»).
კავკასია დასახლებულია მრავალი ერთმანეთისგან განსხვავებული და ძალიან ძველ ენებზე მოლაპარაკე ხალხებით. ზოგიერთი ამ ენათაგანი მდიდარია ლიტერატურული ძეგლებით და მათ აქვთ სრულებით ავტონომიური ანბანი, მორფოლოგია და სინტაქსი, რომლებიც მუდამ იწვევს ეთნოგრაფთა და ლინგვისტთა ინტერესს.

ასე პროფესორმა ტრომბეტიმ განაცხადა რომ ქართული ენა ენათესავება მრავალ სხვა ენას, რომელთა (ქართულის ნათესავ ენათა) შორისაა ეტრუსკული და ბასკური.



 Journal Caucasien (1928-1931) Suivi De Carnet Moscovite (1953) de Paolo Vita-Finzi



 http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5074/


«Вокруг Света»
№5 (2584) | Май 1974
Рубрика «Без рубрики»

Этруски-выходцы из Трои?

Этруски-выходцы из Трои?
Все легенды об основании Рима начинаются с рассказа о прибытии в Италию Энея, беглеца из сожженной греками Трои. Появление Энея в Италии описывалось в древнейших и более поздних исторических и литературных произведениях довольно подробно.
После долгих скитаний гонимые ветром корабли Энея вошли в устье Альбулы, изливавшей в море свои мутные воды. Еще не зная, что именно здесь лежит страна, предназначенная им богами, троянцы расположились в четырех стадиях (несколько более семисот метров) от моря, в месте, которое впоследствии получает название «Троя». Внезапно из-под земли начали бить источники, и Эней принес первую жертву богам за дарованную воду. Затрещали сучья в пламени костра, обещавшего трапезу. Но в спешке троянцы не захватили посуды. Не возвращаться же за нею на корабли! На костре испекли круглые пшеничные лепешки, заменившие столы и тарелки. Запасы иссякли прежде, чем был утолен голод. И троянцы принялись за лепешки. Сын Энея Юл рассмеялся: «Мы съедаем свои столы». Все пропустили шутку мимо ушей. Только Эней поднялся с земли и, протянув вперед руки, воскликнул: «Здравствуй, неведомый край! Тебя предназначили боги. Исполнилось древнее предсказание: «Голод приведет вас на берег безвестный. Там свои вы съедите столы». Кончились наши скитания!»
По приказу Энея начали готовить новое грандиозное жертвоприношение. Одни несли с кораблей в указанное место изображения богов, вывезенные из Трои, другие готовили пьедесталы и алтари. Вдруг приготовленная для жертвоприношения свинья, вырвавшись, устремилась в глубь долины. И Эней, истолковавший это как посланное богами знамение, последовал за ней. Пробежав около 24 стадий (более четырех километров), свинья взобралась на холм и, обессилевшая, улеглась. Здесь и был заложен троянцами город, пока еще не имевший имени.
В то время пока троянские мужи рубили деревья для стен, Эней снаряжал посольство к царю Латину, правившему всей этой страной. Как еще отнесется царь к чужеземцам? Не знал Эней, что в то время, когда его корабли входили в устье реки, боги дали Латину знамение. Возле царского дворца рос старый лавр, посвященный Аполлону. Внезапно на его вершину опустился густой рой пчел. Кто-то послал за гадателем. Гадатель сказал: «Вижу я мужа и войско, идущих из чуждых земель, из одной страны света в другую. Будет владыкой он здесь».
Вот почему, когда послы Энея с оливковыми ветвями в руках приблизились к дворцу Латина, царь встретил их с распростертыми объятиями. Ведь так повелели боги.
Латин заключил с Энеем союз и уступил троянцам часть своей страны. Эней обручился с царской дочерью Лавинией, и город, который был заложен пришельцами, получил ее имя.
При этом возникло новое чудо. В соседней роще сам по себе вспыхнул огонь, и тотчас же между лесными обитателями завязалась схватка, из которой победителями вышли волк и орел.
Вскоре царь соседнего народа рутулов Турн, разъяренный тем, что Латин отдал Лавинию в жены чужеземцу, начал войну против Латина и его союзников троянцев.
В поисках союзников Эней отправляется за советом к мудрому старцу Эвандру. Старец говорит, что во владениях рутулов укрылся жестокий Мезенций, несправедливо правивший этрусками. Спасаясь от гнева восставших, он бежал к Турну. Этруски требуют казни бывшего царя. Вот войско, которое с радостью примет Энея как предводителя.
И тогда Эней понял смысл знамения, данного богами при основании Лавиния. Ведь волк — священное животное латинов, орел — священная птица этрусков. Союз волка и орла обеспечит победу над Турном.
Так этруски стали союзниками троянцев в борьбе против Мезенция и его покровителя Турна. Мезенций был вскоре убит самим Энеем. Эней разбил Турна и связал свою судьбу и судьбу своего рода с латинами и их землей Лацием.
Отношение к этому преданию менялось на протяжении столетий. В XV—XVI веках, когда настолько преклонялись перед античными источниками, что принимали на веру любой рассказ древних писателей, Эней, и его спутники, и противники считались такими же историческими лицами, как Цицерон или Август, Нерон или Константин.
В конце XVII и начале XVIII века отношение к троянской легенде резко изменилось. В исторической науке на критике легенды об Энее формировались целые научные направления. Она отвергалась полностью, как не имеющая ничего общего с действительностью. Так, в труде крупнейшего итальянского ученого Джанбатиста Вико рассказ об Энее фигурирует как пример совершенно неправдоподобной легенды, порожденной «тщеславием нации», — стремлением римлян, не имевших собственных героев, привязать свою древнюю историю к великим теням прошлого. Но тот же Вико высказал взгляд, что хотя Эней и вымышленное лицо, никогда не существовавшее, но в легендах о нем имеется какая-то историческая основа.
Интересовал ученых и вопрос о том, как и когда возникла у римлян эта легенда. Ученые, как им казалось, нашли объяснение тому странному факту, что римляне считали себя потомками троянцев. Во время великих римских завоеваний III—II веков до нашей эры в Италию нахлынула масса греков. Они познакомили римлян со своей мифологией. И римляне, не имевшие ни своей истории, ни своего эпоса, перенесли греческих героев на территорию Италии и так сжились с ними, что стали считать себя их потомками. Таким образом, считалось, что легенда об Энее появилась в Риме только с III века до нашей эры.
Но в 50-х годах XX века был совершен первый подкоп под эти — на первый взгляд резонные — доводы. Его совершила археология, обнаружив в этрусских городах множество предметов с изображением Энея: оказалось, что Эней изображен на 58 вазах. Большая часть их из Этрурии. Значит, не случайно легенда связала Энея с этрусками.
Вскоре после этого открытия археологи обнаруживают в 500 метрах от того побережья, где по легенде высадился Эней, остатки древнего святилища — 13 крупных алтарей, вытянутых в линию. Самый древний алтарь был сооружен в VI веке до нашей эры. От места, где стоял основанный Энеем город Лавиний, это святилище отделяло 4150 метров. А это всего на 112 метров меньше того расстояния, которое пробежал, по преданию, Эней за жертвенной свиньей. Легенда, как помним, указывает также расстояние от берега до того алтаря, где Эней принес первую жертву богам: 4 стадии — 708 метров. От открытого святилища до берега было примерно на 200 метров меньше. Археологи не сомневаются, что легенды связывают первое жертвоприношение героя именно с этим святилищем, так как «недостачу» в 200 метров геологи объяснили отступлением прибрежья за прошедшие с тех времен тысячелетия.
Почти одновременно с этим открытием археологи, раскапывающие город Лавиний, обнаружили стелу с посвящением Энею. Следовательно, город Лавиний, куда, как известно, высшие должностные лица Рима направлялись при вступлении в должность, чтобы принести жертву богам-прародителям, с глубокой древности был центром почитания Энея.
А может быть, именно здесь находится и сама гробница Энея, о которой упоминали античные авторы?
И вот в феврале 1972 года итальянские археологи делают сенсационное заявление — открыта великолепная этрусская гробница!
Погребальная камера, сложенная из отесанных камней, имела высоту 2,5 метра, тут же находилась площадка со следами жертвоприношений, совершавшихся много столетий подряд. Было ясно, что это реальная или ложная гробница какого-то очень почитаемого человека.
Естественно, что еще до научных публикаций итальянские газеты и журналы единодушно воскликнули: найдена гробница Энея! Ученые, конечно же, высказались более осторожно: найденную гробницу можно лишь идентифицировать с упоминаемой в древних сочинениях «гробницей Энея».
Естественно, что в газетах и журналах, имеющих к науке отношение приблизительное, предположение о реальности самой личности Энея выросло почти до категорического утверждения. Исследователи же считают, что только лишь факт открытия этой гробницы не может свидетельствовать в пользу предположения о реальном существовании Энея.
Как показали дальнейшие исследования, это был кенотаф — ложная гробница. Своеобразный памятник герою. Но этот кенотаф дал ученым возможность утверждать — культ Энея ведет свое начало от этрусков. А это, в свою очередь, подводит к одной из наиболее сложных загадок античности.
Дело в том, что происхождение этрусков до сих пор точно неизвестно. Начиная с Геродота в науке идет спор о том, откуда они прибыли в Италию.
Геродот утверждал, что этруски были частью лидийцев, народа Малой Азии, вынужденных искать новую родину из-за длительного голода, свирепствовавшего в их землях. Геродот далее пишет, что лидийцы переселились в Италию сразу же после Троянской войны.
Однако лидийский историк Ксанф, описывающий историю своего народа, нигде не упоминает об этом переселении. Поэтому, основываясь на записках Ксан-фа, древнегреческий хронист I века до нашей эры Дионисий Галикарнасский, полностью отверг версию Геродота, считая этрусков уроженцами Италии.
Спор о происхождении этрусков не утихает до сих пор. Совпадение легенды об Энее и рассказа Геродота в той части, где описывается прибытие переселенцев из Малой Азии, дали основание болгарскому исследователю В. Георгиеву выдвинуть троянскую гипотезу о происхождении этрусков. А археологические открытия последних лет дали ей новые подтверждения. Кроме тех открытий, о которых мы говорили, обращают на себя внимание и другие совпадения археологических данных и свидетельств Геродота.

Геродот, например, пишет о том, что этруски в честь своей победы над греками регулярно устраивали гимнастические соревнования, что-то вроде этрусских олимпийских игр. И вот при раскопках в этрусском городе Тарквиний были открыты великолепные фрески с изображениями спортивных состязаний. Эти изображения словно иллюстрируют сообщения Геродота.
Итак, этруски — выходцы из Трои?
Но...
Между разрушением Трои в XII веке до нашей эры и появлением первых этрусских памятников в Италии перерыв в несколько веков. Вергилий в «Энеиде» пытался заполнить его странствиями героя.
Не слишком ли долог этот срок для переселения троянцев? А может быть, науку ждут еще не открытые памятники ранней этрусской культуры, которые окончательно заполнят этот перерыв?
И в заключение. Подробности прибытия Энея в Италию, о которых сообщают предания, подтвердились археологическими раскопками. Так, может быть, все же и сама личность Энея не только легенда?

А. Немировский, доктор исторических наук, Л. Ильинская, кандидат исторических наук


                   თვითონ კეისარი აცხადებდა რომ ისაა ტროელი ენეოსის შვილი ასკანის შთამომავალი. 

                მე-7 საუკუნეში უკვე მეროვინგმა მეფეებმა და მათმა მწერლებმა განაცხადეს რომ საფრანგეთის სამეფოს მესაძირკვლე ფრანკები წარმოშობით ტროელები, ტროელების მემკვიდრეები არიან. მეროვინგი მეფეების მტკიცებით ისინი არიან  ტროელი ჰექტორის შვილი ფრანკუსის თუ ფრანსიონის //Francus,
 Francion//  შთამომავლები.


      შუა საუკუნეების ლეგენდის თანახმად ბერძნების მიერ გადამწვარ-გადაბუგული ტროადან ბერძნებს გაასწრეს ფრანკუსმა და მისმა თანამგზავრებმა რომლებმაც გმირული ბრძოლებიის გადატანისა და ხანგრძლივი  ხეტიალის შემდეგ ჩააღწიეს გალიაში რომელსაც მათი ბელადი ფრანკუსის პატივსაცემად დაარქვეს საფრანგეთი.






Комментариев нет:

Отправить комментарий