воскресенье, 25 августа 2013 г.

ესეცაა თანამედროვეობა,ნარკოტიკები და რელიგია.


















































































Тимоти Лири, Ральф Мецнер,
Ричард Альперт

Практика приема психоделиков.




Тимоти Лири родился 22 октября 1920 года в Спрингфилде, штат Массачусетс. Его родители были ирландскими католиками. После окончания школы его приняли в университет Алабамы, где он специализировался по психологии. Через некоторое время Лири был исключен из университета за то, что ночевал в женском общежитии. Спустя некоторое время Тим поступил в докторантуру на кафедру психологии калифорнийского университета Беркли, где проводил исследования в области психотерапии. Впоследствии он пришел к выводу, что его профессия на практике не эффективна, он оставляет свой пост в Беркли и переезжает в Европу, где живет на маленький исследовательский грант. В Европе Тима навещает старый коллега по Беркли Фрэнк Бэррон. Фрэнк рассказывает Лири о своем путешествии в Мексику, где он ел ритуальные грибы и пережил мистический опыт. Бэррон считал, что эти грибы способны трансформировать психику. Поначалу эта новость не произвела на Тима особого впечатления и он иронично предупредил Бэррона, что тот рискует лишиться репутации серьезного ученого. Весной 1960 года он становится профессором Гарвардского университета, где читает лекции по клинической психологии. Тем же летом он проводит отпуск в мексиканском городе Куэрнавака. Там он впервые пробует "священных грибов", содержащих псилоцибин. Лири решился на эксперимент, надеясь, что грибы могут способствовать психологической трансформации. Его надежды оправдались. "Я предавался восторженному наслаждению, которое испытывали мистики на протяжении столетий, когда заглядывали за занавес и обнаруживали, что этот мир - настолько реальный в своем проявлении - в действительности лишь крошечная декорация, сконструированная разумом... Мистики возвращались оттуда, восторженно и бессвязно бормоча о высших уровнях восприятия, где видишь реальности, в сотни раз более прекрасные и наполненные смыслом, чем успокаивающие знакомые сценарии нормальной жизни... Мне вдруг открылась простая истина: все, что мы считаем реальностью, - это не что иное, как социальная фабрикация". Все это сам Лири назвал глубочайшим религиозным переживанием.
Вскоре он упрашивает гарвардскую администрацию разрешить ему проведение исследований воздействия псилоцибина и просит позволения оформить заказ в швейцарскую фирму Сандос Фармасьютикл на поставку псилоцибина - синтезированного эквивалента психоактивного вещества "магических грибов". Он интуитивно чувствует, что грибы могут стать инструментом для перепрограммирования мозга. Он полагает, что при употреблении грибов под руководством опытного наставника происходит освобождение человека от болезненных представлений о самом себе и от отупляющих социальных архетипов, трансформируется характер и поведение человека. Лири и Баррон разработали проект исследований, который был назван "Гарвардской программой научных исследований психоделических наркотиков".
Погрузившись в исследования мира психоделических наркотиков, он понял, что их можно использовать в терапевтической психиатрии в качестве нового химического средства для изменения мозга, и принялся исследовать влияние галлюциногенных препаратов на нервную систему человека.
В первых экспериментах, которые Лири проводит вместе с Барроном, участвовали лишь гарвардские выпускники, но впоследствии и все желающие из числа студентов и преподавателей. Постепенно масштабы экспериментов расширились и вышли за пределы стен университета. Лири принялся за лечение психоделиками тюремных заключенных. Ему разрешили давать псилоцибин специально отобранным заключенным в государственной тюрьме "Конкорд". Эксперименты проводились также на группе студентов…богословия! Цель исследований состояла в том, чтобы проверить, способно ли химическое изменение сознания вызвать более яркие мистические переживания. Студенты, которые приняли псилоцибин, испытали нечто, по их мнению, похожее на духовные переживания. Лири был доволен результатом, но встретил сопротивление со стороны религиозных учреждений страны. На это он ответил: "мы столкнулись с иудео-христианской приверженностью одному Богу, одной религии, одной реальности, которая столетиями заставляет страдать Европу и Америку с первых дней ее основания. Наркотики, открывающие сознание множественным реальностям, неизбежно приводят к формированию политеистических взглядов на Вселенную". В Гарварде Тим знакомится с Олдосом Хаксли и Алленом Гинзбергом, и они популяризуют псилоцибин среди таких знаменитых интеллектуалов, как Уильям Берроуз, Телониус Монк и Джек Керуак. Хаксли полагал, что наркотики должны употребляться лишь в богемно-артистических кругах. Лири вместе с Гинзбергом вполне в духе своих профессиональных убеждений верил, что психоделики может употреблять каждый, и даже считал, что обыкновенным людям они принесут куда больше пользы. Примерно в это же время в Беркли возвращается Баррон, и Лири начинает тесно сотрудничать с доцентом Ричардом Альпертом. В это время на сцену выходит новый персонаж - студент философии Майкл Холлингсхед. Он появляется в Гарварде с майонезной баночкой, которая наполнена сахаром, сдобренным ЛСД, и привлекает внимание Тима рассказами о действии ЛСД. Тим узнает, что ЛСД - это мощнейший галлюциноген, синтезированный швейцарским ученым д-ром Альбертом Хоффманом в начале сороковых годов. Лири принимает ЛСД и признается, что "на это раз все происходило по-другому. Это был самый потрясающий опыт в моей жизни". Он начинает безгранично верить в преображающую силу наркотиков, в их способность изменить не только личности отдельных людей, но и влиять на становление более справедливых общественных отношений. Лири пропагандирует свои идеи прежде всего среди молодых людей. К 1962 году, благодаря активной пропаганде ЛСД, Лири становится признанным лидером психоделического движения. Он создает культ ЛСД и объявляет себя его "пророком" и "верховным жрецом". Он говорит о ЛСД как о "новой божественной сущности", и называет это вещество "химическим мессией" нового времени, осуществлением мечты человечества о беспрепятственном духовном познании.
Изгнание
Многим профессорам не нравилось, что Лири дает аспирантам и выпускникам наркотики, и они потребовали усиления контроля за экспериментами и исследованиями со стороны администрации университета. Конфликт разгорелся еще больше, когда в дело вмешалось бюро по борьбе с наркотиками. Вскоре Лири узнал, что их деятельностью заинтересовалось ЦРУ. Более того, многие младшие студенты, которые были лишены возможности участвовать в программе исследований, нашли другие способы доставать и активно принимать ЛСД. Многие родители забили тревогу, выяснив, что их дети, которые пошли в Гарвардский университет, чтобы впоследствии влиться в элитные круги и стать "цветом общества", вместо этого принимают наркотики. На руководство факультета было оказано сильнейшее давление. Эксперименты были прекращены, а Лири и Альперт сняты с занимаемых ими должностей в Гарварде. Но они находят приют в старом особняке Миллбрук, расположенном неподалеку от Нью-Йорка, который был подарен одним из последователей Лири вместе с 4 тысячами акров земли. Там же Лири основал свою общину "Кастилия", названную в честь колонии интеллектуалов из романа Гессе "Игра в бисер", и организовал Международный Фонд Внутренней Свободы с целью финансирования исследований по психоделическим веществам. Особняк превратился в притон, в котором собирались хиппи и богема, для того, чтобы просто принять наркотики. Даже Карлос Кастанеда, побывав там лишь раз, испытал отвращение, увидев то, что там происходило. Вскоре Лири обвинил Альперта в том, что тот перестал контролировать события, которые происходили в особняке, и они разорвали отношения. Альперт уехал в Индию, где принял имя "Баба Рам Дасс", впоследствии он вернулся в США и стал небезуспешно проповедовать восточный мистицизм.
Проблемы с законом.
В 1965 году Лири был арестован в Техасе, на границе с Мексикой - в его машине было обнаружено пол-унции марихуаны. Его приговорили к штрафу в 30 тыс. долларов и к 30 годам тюрьмы. Однако Верховный суд после апелляции отложил исполнение приговора. Лири под огромный залог был выпущен из тюрьмы. Эта судимость превратила Тима в героя-мученика и невероятно повысила его популярность. Однако в тот период правительство начало активнее проводить свою антинаркотическую политику и Ричард Никсон назвал Тима "самым опасным человеком в Америке". Сильную обеспокоенность правительства вызывало повальное применение ЛСД молодежью. Газеты пестрели сенсационными сообщениями о жутких галлюциногенных переживаниях молодых людей. Лири понимал, что необходимо позитивное освещение психоделиков в печати и положительные ассоциации с ЛСД. В 1966 году создаёт "Лигу духовных открытий" с целью добиться разрешения использования ЛСД как ритуального вещества. Он ездит по стране пропагандируя свою новую религию, к тому же времени относиться его выражение: "Turn on, tune in and droр out" - "включись, настройся и выпадай". Он записывал музыкальные альбомы с Джими Хендриксом, Стивеном Стиллзом и Бадди Майлзом. Вместе с Джоном Ленноном и Йоко Оно он спел песню Give Peace a Chance (Дайте миру шанс). Он решил баллотироваться на пост губернатора Калифорнии, и по его просьбе Джон Леннон написал песню Сome Together (Собирайтесь вместе). в качестве лозунга-манифеста для предвыборной кампании.
К 1970 году популярность Лири как молодёжного лидера падает.
При полицейском досмотре у него были найдены сигареты с марихуаной и суд приговорил его к 10 годам тюрьмы. К этому сроку был прибавлен срок, полученный им в 1965 году, причем отсидеть он их должен был последовательно. Апелляция была отклонена, и он отправился в тюрьму общего режима в Сан-Луис-Обиспо (Калифорния).
Там он пробыл несколько месяцев, после чего, при содействии организации Weather Undeground совершил побег, устроенный его женой Розмари. Он оказывается " в Алжире, где ему предлагало убежище находившееся в эмиграции руководство "Черной пантеры" во главе с Элдриджем Кливером. Однако сам Кливер считает Лири неблагонадежным человеком и помещает его и Розмари под домашний арест. В 1971 году им удается бежать в Швейцарию, и получить убежище там. Администрация Никсона требует выдачи швейцарскими властями американского преступника Лири. Швейцарские власти отказываются продлевать предоставленное Лири убежище, и он вынужден бежать в Афганистан. Его арестовывают прямо в аэропорту и передают в руки сотрудников управления по борьбе с наркотиками.
С 1972 года Лири кочует по тюрьмам. Он получает условно - досрочное освобождение в 1976 году и выходит на свободу вероятно из-за того, что на место старого судьи пришел его преемник, или же, по другой версии, благодаря тому, что он дал показания против организаторов своего побега.
Послетюремный период деятельности Лири уже не был непосредственно связан с веществами, хотя он упорно продолжает развивать идеи, пришедшие ему в голову именно под их воздействием. Теперь он читает лекции и пишет книги, раскрывающие суть нового движения под названием SMILE, целью которого является "способствовать движению человечества к чисто энергетическому состоянию". Он ведёт активный образ жизни, устраивая ночные шоу и даже выступая в качестве диск-жокея в одной из престижных дискотек округа Ориндж, и ведёт свою программу на радио.
Компьютеры
В последние годы своей жизни Лири увлекся компьютерами. Он заявил, что управляемая компьютерами электронная среда - это детище психоделической революции. На фоне расцвета перспективных технологий Лири приступает к модернизации всей своей деятельности. Его лекции превращаются в мультимедийные представления, сопровождаемые синхронной демонстрацией видеоряда на дисплее и музыкой. Его книги становятся графическими романами, продуктами компьтеризации. Он фокусирует основное внимание на расширении мировой сети Интернет. Он говорит, что сетевое пространство и есть то самое место, в которое он стремился всю свою жизнь, место, где ты можешь создавать свои собственные миры и взаимодействовать с ними. Он убежден, что в скором будущем Интернет станет чем-то вроде ЛСД в шестидесятых, обогащая сознание людей на массовом уровне. Узнав1995 году, что он неизлечимо болен раком простаты, Лири превратил свой дом в виртуальную приемную, позволив всем пользователям Интернета знакомиться со своими последними работами и своими глазами наблюдать процесс умирания.
Умер Тимоти Лири 31 мая 1996 года, завещав заморозить его тело и законсервировать мозг.

Комментариев нет:

Отправить комментарий