среда, 11 сентября 2013 г.

ბოლშევიკების და საბჭოთა დემოკრატების ხელში...



Автор публикуемых ниже воспоминаний, написанных в форме писем, — моя бабушка Анна Ильинична Воронцова-Дашкова (урожденная Чавчавадзе). Она родилась в Тифлисе в 1891 году. Ее родители, Илья Давидович и Анна Александровна (урожденная Вачнадзе), дали имя дочери в честь ее бабушки, светлейшей княжны Анны Ильиничны Грузинской, внучки последнего грузинского царя Георгия ХII. В 1854 году после набега Шамиля на имение Цинандали Анна Ильинична и ее сестра Варвара (в замужестве Орбелиани) были взяты заложницами и увезены в горный аул. Во время похищения погибла ее новорожденная дочь Лидия. Эта трагедия оказалась лишь началом страданий и унижений в плену. Впоследствии она всячески уклонялась от рассказов о жизни в ауле, даже когда ее расспрашивал французский писатель Александр Дюма. Но в конечном итоге Анне Ильиничне удалось вернуться на родину, участь, которой была лишена ее внучка примерно шестьдесят пять лет спустя.



 Логотип журнала 'Родина'


 http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=1333&n=72


Былое











Анна Воронцова-Дашкова
Под колесами красного террора
 
Автор публикуемых ниже воспоминаний, написанных в форме писем, — моя бабушка Анна Ильинична Воронцова-Дашкова (урожденная Чавчавадзе). Она родилась в Тифлисе в 1891 году. Ее родители, Илья Давидович и Анна Александровна (урожденная Вачнадзе), дали имя дочери в честь ее бабушки, светлейшей княжны Анны Ильиничны Грузинской, внучки последнего грузинского царя Георгия ХII. В 1854 году после набега Шамиля на имение Цинандали Анна Ильинична и ее сестра Варвара (в замужестве Орбелиани) были взяты заложницами и увезены в горный аул. Во время похищения погибла ее новорожденная дочь Лидия. Эта трагедия оказалась лишь началом страданий и унижений в плену. Впоследствии она всячески уклонялась от рассказов о жизни в ауле, даже когда ее расспрашивал французский писатель Александр Дюма. Но в конечном итоге Анне Ильиничне удалось вернуться на родину, участь, которой была лишена ее внучка примерно шестьдесят пять лет спустя.
От первого мужа, Осико Мамацашвили, у Анны Ильиничны (младшeй) родились две дочери, Марина и Вера. После развода в 1916 году она стала женой Александра Илларионовича Воронцова-Дашкова. Этим браком она вошла в семью, игравшую на протяжении двух веков значительную роль в бурных исторических событиях на Кавказе. Ее свекровь, Елизавета Андреевна, была внучкой Михаила Семеновича Воронцова, генерал-губернатора Новороссии и наместника на Кавказе. Герой Бородинского сражения, он позднее сражался с Шамилем и всю жизнь посвятил службе своей стране. Ее свекор, Илларион Иванович, еще молодым человеком был прикомандирован к главнокомандующему Кавказской армией. Впоследствии он был назначен министром Императорского Двора и наместника на Кавказе. Илларион Иванович умер в 1916 году, незадолго до свадьбы его младшего сына с Анной Ильиничной.
Осенью 1918 года, в то время как ее муж сражался в рядах Добровольческой армии, бабушка жила с детьми на своей даче в Ессентуках, а потом, спасаясь от преследований большевиков, скрывалась на соседних дачах. В декабре того же года в ужасных условиях, среди арестов, обысков и расстрелов, у нее родился старший сын Илларион, мой отец. Вряд ли думала она в тот момент, когда писала письма матери, что составляет детям и внукам хронику последних дней утраченного мира. С Кавказа они бежали в Крым (в Алупку), а оттуда в Константинополь. На короткий срок им удалось вновь вернуться в Грузию, но вскоре они были эвакуированы, на сей раз уже в безвозвратную эмиграцию. Как и многие другие представители «первой волны» русской эмиграции, они жили во Франции и в Германии. В 1922 году в Висбадене у бабушки родился младший сын, Александр.
На Западе семья жила надеждами на скорое возвращение домой. Но мечты бабушки не сбылись. В 1941 году она скончалась в нищете в Берлине и была похоронена рядом с мужем на русском кладбище в Тегеле. Ее дети разъехались по всему миру. Дочери отправились в Аргентину, Бразилию и США. Младший сын пошел служить в Иностранный легион, воевал в Северной Африке и в Индокитае, где и погиб в 1952 году. Папа уехал в Калифорнию и уже не думал о возможной жизни на родине, хотя часто вспоминал о своем детстве в русском Париже. Без формального образования, без специальности и без языка ему пришлось трудиться над устройством новой жизни в дальней стране...
Дети Анны Ильиничны настаивали на том, чтобы ее внуки и внучки не забывали русский язык. Нас посылали в приходские школы, и мы учились по букварям с купюрами, где некогда были изображены Ленин, Сталин и красные знамена веселых комсомольцев. Нам читали вслух, а по вечерам мы занимались русским языком и литературой, Законом Божьим и историей. Героями моего детства были былинные богатыри и князья из летописей, а не Пугачевы и Павлики Морозовы. Я считал себя русским, но никогда не был в России и не думал ехать в ту страну, где когда-то семью вели на расстрел.
Уже в годы перестройки я впервые попал в Россию, и меня возили как американского туриста (с бабушкиными интонациями) смотреть семейные святыни. Наконец мне пришлось совместить несовместимое: любовь и уважение родителей к прошлому России — и безжалостную свирепость, направленную против памяти моей семьи. Я увидел церкви, построенные моей семьей, оскверненными, превращенными в гаражи. Там, под грузовиками и ржавыми двигателями, под залитым машинным маслом полом, лежали мои забытые предки — канцлеры, сенаторы и фельдмаршалы. Мне показывали пустые разграбленные могилы и возили в дом моего прадеда на Английской набережной, куда меня не пустили новые «хозяева». В архивах под строгим надзором я рассматривал личные вещи бабушки и дедушки, а в Историческом музее мне разрешили сфотографировать семейный портрет — всего лишь за сто долларов!
Я понял, что изгнание семьи оказалось моим спасением от всех ужасов и бедствий, присущих русской истории двадцатого века. Тетя Вера (Мамацешвили) незадолго до своей смерти в 2001 году прислала мне письма и воспоминания матери, надеясь, что мне со временем удастся обнародовать их. Она знала, что я занимаюсь историей семьи и что в 1999 году в Париже вышли на французском языке подготовленные мною воспоминания княгини Дашковой. Просматривая пожелтевшие страницы писем, я думал о том, как бабушка хранила их вместе с потертой и тусклой фотографией. На этой фотографии — вся семья, собравшаяся в последний раз на ступеньках дачи в Ессентуках. Это было накануне того исторического момента, когда жестокий ветер красного террора рассеял их по всему белому свету. Бабушке не удалось вновь увидеть свою родину, и это, наверное, к лучшему. Не нашла бы она там своего угасшего прошлого, не заинтересовались бы ее рассказами. Но есть надежда, что наконец она сможет вернуться домой, хотя бы путем своих воспоминаний.
Александр Илларионович Воронцов-Дашков, профессор русского языка и литературы. Смит-Колледж. Массачусетс. США

Комментариев нет:

Отправить комментарий